Наталья Аничкина
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Для детей игры — важное занятие.
Играют только взрослые.»
Анри Барбюс.
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.
В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
— пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
— разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
Публикация «Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах
— консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т. е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
— полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
— возможностью применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры.
— дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки).
— принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.
Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек: дидактические, сюжетно – образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично – карнавальные и игрушки-забавы, предметы – заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.
Важнейшим педагогическим требованием является идейная направленность содержания игрушек, которая определяется задачами воспитания подрастающего поколения. Игрушки должны способствовать формированию идеалов общества, отображать прогрессивные явления современной действительности, способствовать формированию у детей качеств коллективизма, дружбы, доброжелательного отношения к людям, патриотизма; утверждать гуманное, оптимистическое, жизнеутверждающее отношение к миру. Игрушки во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка.
Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч, эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Для всестороннего воспитания детей важны все виды игрушек.
Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка, в доступных местах. Поэтому в дошкольных учреждениях созданы игровые зоны, которые разделены по видам игр, которые могут легко трансформироваться. С каждой возрастной группой игрушки должны пополнятся по возрасту детей. Также существуют интегрированные игровые зоны.
Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей. Учитывая современную периодизацию развития детей и этапы формирования игровой деятельности, предлагается следующее возрастное назначение игрушек: для младенцев, для детей раннего возраста, для детей дошкольного возраста.
Игрушки должны быть:
Безопасными.
Эстетичными на вид.
Соответствующие возрасту.
Многофункциональными.
Классификация детских игрушек
Игрушки оказывают на ребенка разностороннее воспитательное воздействие.
В физическом развитии:
-удовлетворяют потребность ребенка в движениях
-способствуют развитию координации движений, ловкости, точности движений
Например:
•для грудных детей – погремушки, шарики, кольца – для хватания, удерживания в руке
•в 1 г – шары, мячи, каталки – для побуждения к движениям, для передвижения по комнате
•в 2-3 г- автомобили, разборные игрушки – для развития координации движений
•в 4-5 лет – кольцебросы, кегли, мишени – для развития ловкости, меткости, разборные игрушки для развития мелкой моторики
•в 6-7 лет – городки, серсо, бадминтон, теннис – для совершенствования общей моторики
В умственном развитии:
-уточняют представления о предметах окружающего мира, их назначении
-развивают мышление и речь (форма, цвет, величина; сравнение, группировка, классификация; словарь)
-развивают познавательные процессы и любознательность (технические игрушки)
-развивают пространственные представления (конструкторы, мозаики)
В нравственном воспитании:
-воспитывают общественное поведение (правила в игре)
-воспитывают коммуникабельность и общение (сюжетно-ролевые игры)
-обеспечивают раннюю профориентацию
-пробуждают интерес к общественной жизни
В эстетическом воспитании:
-воздействуют на эмоции (красивые, яркие игрушки улучшают настроение)
-развивают воображение
-развивают творческую активность (различные виды театров)
Педагогические требования к игрушкам:
-должны способствовать решению воспитательных задач
-должны соответствовать интересам ребенка
-должны удовлетворять стремление к двигательной активности
-должны обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность собрать-разобрать, возможность комбинирования деталей)
Эстетические требования к игрушкам:
-должны на конкретных образах реально отражать действительность
-должны быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости
Гигиенические требования к игрушкам:
-должны содействовать развитию ребенка (движения, сенсорика)
-должны быть сделаны из экологически чистых материалов
-должны обладать противопожарностью
-должны быть безопасны (отсутствие острых граней, углов)
-должны легко дезинфицироваться
-должны по весу соответствовать физическим силам ребенка
-должны быть прочными и надежными в использовании
Не все игрушки можно использовать в учебно-воспитательном процессе (игрушки для взрослых)
Классификация игрушек:
1. сюжетные или образные игрушки
-куклы
-предметы для игр с куклами
-изображения животных и птиц
-игрушки для игр с песком и водой
2. технические игрушки
-машины и механизмы
-транспорт
-оптические игрушки
3. игровые строительные материалы (напольные, настольные, для улицы)
4. конструктивные игрушки
5. дидактические игрушки
-народные игрушки
-мозаики
-паззлы
-настольно-печатные игры
6. игрушки для спортивных и подвижных игр
-мячи
-серсо
-городки
-бадминтон
7. игрушки-забавы
-игрушки с механизмами
-сюрпризы
-игрушки со световым и звуковым оформлением
-музыкальные, шумовые и звуковые игрушки
8. театральные и декоративные игрушки
-настольные театры
-теневые театры
-костюмы для драматизаций
-елочные игрушки
9. игрушки-самоделки
1. Сюжетные или образные игрушки
Самая многочисленная группа игрушек. В основе их содержания лежит сюжет или образ. Они необходимы ребенку уже к концу первого года жизни.
а) Кукла - как образ человека, персонаж широко используется на логопедических занятиях. В равном возрасте – различные виды кукол.
В грудном – пластмассовые и полиэтиленовые куклы – для показа частей тела, их называния, рассматривания, манипуляций (бросание и поднимание)
На втором году жизни – для использования в несложных игровых действиях – кормление, умывание, укладывание спать, укачивания, вождения за руку и т. д.
В 3-4 года – для сюжетных игр с куклой – катание на машине и в коляске, лечение куклы, прогулка, гости.
После 5 лет – для сюжетно-ролевых игр со сложными сюжетами – дети устраивают комнату для куклы, кормят, купают, стирают куклино белье, одевают-раздевают, причесывают, шьют одежду.
В строительных играх используют мелких кукол и фигурки людей
Типы кукол:
-кукла-младенец (согнутые ноги, соответствующие пропорции тела)
-кукла, изображающая ребенка-дошкольника
-кукла «Барби» (изображает девушку с соответствующей фигурой)
-кукла определенного национального облика
-кукла характерная (персонажи сказок, мультфильмов, произведений)
Оформление куклы включает белье, одежду, обувь, прическу.
Белье и одежда:
-должны легко сниматься, застегиваться на мелкие пуговицы, кнопки, крючки, завязываться на сутаж или ленточки – для развития мелкой моторики
-ткань должна соответствовать одежде и подобрана в соответствующей гамме
Прическа:
-для малышей выполняется лепкой и окраской, для старших детей - прическа из волокон
Иногда куклы озвучиваются: от «УА» до записанной на носителе речи
б) Игрушки для игр с куклами:
-кукольная мебель
-посуда
-санки, тележки автомобили
-бытовая техника (холодильник, телефон, утюг, миксер, часы и т. д.)
-предметы для стирки и глажения кукольного белья
Эти игрушки подбираются по размеру кукол
Куклы не должны быть украшением группы и сидеть в игровом уголке.
в) Игрушки, изображающие животный мир
-изготавливаются из различных материалов (искусственный мех, ткани, пластмасса, латекс, дерево, керамика и др.)
-используются для обыгрывания на логопедических занятиях («Зоопарк», «В лесу», «Цирк», «Ферма»)
-наиболее популярны мягкие набивные игрушки
-надувные игрушки – используются для выработки направленной воздушной строи и развития дыхания
-звучащие игрушки-животные из латекса – для развития слухового внимания, фонематического слуха, манипулирования
-животные-игрушки из дерева – для создания обобщенного образа, для настольного театра
г) Игрушки для игр с песком и водой
-формочки (наборы из металла и пластмассы)
-сита
-совочки
-лопатки
-пластмассовые утки, рыбки, лодочки
-ведра, лейки
используют для песко- и акватерапии, для иллюстрирования сюжетов, как игровые атрибуты для драматизаций.
2. Технические игрушки
К техническим игрушкам относятся:
-игрушки, изображающие виды транспорта (автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда, корабли, самолеты, вертолеты, лодки и др.)
-машины и механизмы (экскаваторы, подъемные краны, сельскохозяйственные машины)
-средства связи (телефон, игровые приставки) и оптические игрушки (калейдоскоп)
Изготавливаются из дерева, металла, пластмасс
Используются для обыгрывания и иллюстрации содержания художественных текстов, для составления описательных рассказов
Автомобили
-используются для игр детей всех возрастов
-в младшем возрасте – деревянные, пластмассовые, окрашенные в яркие тона, имеющие характерные детали (кабина, кузов, колеса)
-в старшем возрасте – автомобилис действующими деталями (открывающиеся двери, поворачивающийся руль, заводные автомобили, электрические
Требования к техническим игрушкам:
-должны правильно и технически грамотно отображать современные машины и механизмы
-должны быть выделены главные части, хотя без излишней детализации
-размеры должны соответствовать видам игр (для игр на столе – очень маленькие автомобили)
-должны быть прочными и надежными
3. Игровые строительные материалы
Включают:
-мелкий строительный материал для игр на столе
-крупный строительный материал для игр на полу
-крупный строительный материал для игр на участке
Возможности комбинирования разнообразных форм – кубов, кирпичиков, призм, дощечек – позволяет
-сооружать различные постройки, используемые на занятиях
-проводить занятия с использованием построек «Плывем на корабле», «Едем на автобусе»
-обыгрывать сооружения – «Комната куклы Кати», «Гараж для автомобиля»
-для детей младшего возраста используют ящички и тележки с разноцветными пластмассовыми кубиками и кирпичиками (их рассматривают, складывают, перевозят, строят дорожки, соотносят по цвету)
По содержанию игровые строительные материалы бывают:
-схематические (геометрические) – кубы, кирпичи, цилиндры, конусы и т. д.
-архитектурные (тематические) – детали-блоки для сооружения зданий
4. Конструктивные игрушки и конструкторы
-собираются детьми из деталей припомощи различных способов крепления
-их можно разбирать и вновь собирать
-из деталей можно собрать только одну или несколько игрушек
-на занятии используются ранее собранные игрушки
Конструктивные игрушки различаются:
-по содержанию
-по количеству деталей
-по способу соединения
Башенки (пирамидки) можно предлагать ребенку с 10-11 мес
Сборные деревянные или пластмассовые игрушки (вставление отдельных деталей) – с 2-3 лет
Разборные домики, кукольная мебель – с 3-4 лет
Игрушки-макеты, собираемые из отдельных деталей – по схеме, образцу, рисунку, чертежу – для детей старшего возраста.
Конструкторы – наборы деталей, из которых,комбинируя, можно собирать различные игрушки.
Конструкторы бывают:
-тематические (ограничены определенной темой, формой частей «Автомобили», «Звери»)
-схематические (детали отвлеченного характера) – возможности для творчества
Требования кподбору конструктивных игрушек:
-должны быть ориентированы на возраст детей по теме, содержанию, количеству деталей и сложности крепления
-детали для крепления должны хорошо входить в отверстия, инструменты – совпадать по размерам с деталями
-упаковки конструкторов должны быть прочными и иметь отделения для различного вида деталей
-к набору должен прилагаться альбом или вкладной лист с инструкциями
5. Дидактические игры и игрушки
К этой группе относятся:
-народные игрушки
-мозаики
-настольно-печатные игры
Значение дидактических игрушек:
-сенсорное развитие ребенка
-расширение знаний об окружающем и кругозора
-развитие внимания, памяти, сообразительности, находчивости
-развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, группировка, сравнение)
-нравственное воспитание (игра «Оцени поступок»)
-развитие эмоционально-волевой сферы (выполнение правил игры требует коммуникативных навыков)
-воспитание личностных качеств – настойчивости, терпения, выдержки, самоконтроля
-эстетическое воспитание – при составлении узоров из мозаики, игре с народной игрушкой
-развитие музыкального слуха (музыкальные игрушки)
Народные игрушки:
-точеные из дерева шары, яйца
-наборы мисочек-вкладышей
-матрешки
-грибки
-башенки из колец
С этими игрушками производят следующие действия:
-катают
-собирают
-подбирают по величине, по форме, цвету
-вкладывают
-нанизывают
-разбирают
Так, ребенку 2 лет дают башенку из 3-4 колец с целью научить действиям с предметами; ребенку 3 лет – собрать и разобрать башенку с разноцветными кольцами; ребенку 4 лет – собрать башенку с учетом чередования2-4 цветов
Игрушки, созданные с определенной дидактической целью
-мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»
-геометрические фигурки и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений)
Мозаики – наборы мелких деталей длявыкладывания узоров, орнаментов или сюжетных рисунков на плоскости
Типы мозаики:
-плоскостная геометрическая – круги, прямоугольники, треугольники из дерева, пластмассы, клеенки
-круглая – из разноцветных шариков, выкладываются на плоскости в углублении
-«грибковая» - элементы на ножках вставляются в игровое поле
-объемная – из 30-40 трехгранных призм
-магнитная – плоские детали с металлической пластинкой внизу,выкладываются на металлическую основу
Мозаика подбирается по возрасту: детям младшего возраста – деревянные крупные формы; детям старшего дошкольного возраста – мелкие пластмассовые сложные формы.
Настольные ипечатные игры
Используются:
-для расширения знаний и представлений о природе «Времена года», «Зоологическое лото»
-для расширения знаний и представлений об общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»)
-для обучения счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»)
-для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»)
Настольно-печатные игры представлены следующими разновидностями:
-парные картинки – подобрать картинки по тождеству, по смыслу, по группам
-лото – большая карта, разделенная на 4-9 частей и маленькие карточки (для малышей – игрушки, посуда, животные; для старших дошкольников – сюжет на большой карте и предметы к этому сюжету – на маленьких)
-домино – картинки на косточках, подбор по тождеству
-разрезные (составные) картинки – предметные, сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации
-кубики с картинками – аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на 6 гранях. Для младших детей – подсказка в виде цветного фона
-гусек – игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю
-настольно-двигательные игры – волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд
-шахматно-шашечные игры («Уголки»)
6. Игрушки для спортивных и подвижных игр
Мяч и шар
-используется для всех возрастов дошкольников для развития движений, для физкультминуток (катают, ловят, бросают)
-со 2 года бросают в корзину с близкого расстояния
-в 3-4 года бросают друг другу, прокатывают через ворота, бросают об землю, вверх, вперед
-с 5 лет – бросают в вертикальную и движущуюся цель, перебрасывают через сетку, используют в играх
Скакалка – для развития моторики
Игрушки для метания – кольцебросы, городки, мишени – для развития ловкости и глазомера
Обручи – различного диаметра
Городки, бадминтон, теннис, кегли, серсо
7. Игрушки-забавы
Игрушки-сюрпризы- имеют звуковые, световые, моторные эффекты.
Их конструкция основана на различных механических принципах:
-движение при помощи пружинных механизмов –заводные игрушки (цыпленок, поезд)
-центробежная сила – волчки
-баланс – клюющие куры
-рычаги – медведи, кузнецы
-центр тяжести и равновесие – неваляшки
-звуковые приборы – озвученные игрушки
-электрофицированные игрушки – пистолет с лампочкой
Музыкальные и звуковые игрушки
Разновидности:
-музыкальные инструменты (для музыкальных занятий) – баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники – используют для создания мелодии при пропевании материала
-детские музыкальные инструменты – для детских оркестров
-музыкальные игрушки – музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки – используются для работы над просодикой
-озвученные музыкальные игрушки – волчки, молоточки (для развития слухового восприятия)
8. Театральные и декоративные игрушки
Предназначены:
-для организации развлечений
-для игр-драматизаций
-для инсценировок, спектаклей и утренников
К театральным и декоративным игрушкам относятся:
-куклы-персонажи
-настольные театры из объемных и плоских фигур
-куклы бибабо
-панорамы на определенную тему
-теневые театры
-детские «кинотеатры» (фильмоскопы, диаскопы, видео)
-костюмы для игр-драматизаций
-елочные украшения
Настольные театры используют как иллюстративный материал при рассказывании
Виды театров:
-бибабо
-пальчиковый
-настольный плоскостной
-«Живые картинки»
-теневой
-на фланелеграфе и др
Начинают знакомство с театром с объемных кукол, постепенно переходят к плоскостным, затем к показу на ширме, панорамам и теневому театру.
Требования к театральным куклам:
-особая выразительность
-яркая окраска лиц (т. к. показываются на расстоянии)
-возможность показа в различных ракурсах (анфас, профиль)
-универсальность (использование с добавлением атрибутов в разных спектаклях)
9. Игрушки-самоделки
Изготавливаются детьми при помощи педагогов и являются атрибутами для занятий
Материал для самоделок:
-картон
-бумага
-целлофан
-куски дерева
-коробки
-катушки
-шнур
-провод
-проволока
-гвозди
-ленты
-лоскуты
-нитки
-пуговицы
-природный материал (глина, ветки, каштаны, желуди, шишки)
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т. д., использовать мотивы знакомых сказок.
7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т. д.).
8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит. д.).
9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской, поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.