Аза Губаева
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
▼ Скачать + Заказать документы
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.
Публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста „Быть патриотом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Невозможно приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировывать, воспитывать. Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, (часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю). А ведь именно период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Поэтому целью при разработке методических рекомендаций было : нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Одним из направлений при выстраивании педагогического процесса по воспитанию у старших дошкольников любви к родному краю была работа с педагогами, которая включала в себя:
• консультации «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие патриотического воспитания», «Вятские писатели»;
• игру - викторину «Историческое и настоящее название улиц и площадей города Кирова»;
• семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»;
• аукцион «Формы работы по ознакомлению с родным городом»
педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Кирове).
Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Все культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребёнком.
Поэтому в работе с родителями использовались следующие формы взаимодействия:
• помощь в создании макета нашего микрорайона;
• создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»;
• фоторепортаж «Мой город не похож на другие города»; «Мой дом- природа»;
• консультации с родителями на тему: «Копилка семейных ценностей», «За что мы любим свой город»;
• «Прогулка выходного дня» совместно с родителями к парку Победы (возложение цветов, в Александровский сад;
• участие в конкурсах, выставках «Эти годы военные»;
• акция «Чистый город»;
• посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе;
• помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории Вятского края;
• интервьюирование родителей и детей «Что такое патриотизм?»;
• создание семейных проектов «Расскажи нам о Кирове», «Вятка вчера и сегодня», «Вятка в загадках»;
• праздники «Широкая масленица», «Вятская свистунья»;
• оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»;
• круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
• совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Использовались следующие формы и методы работы с детьми :
• прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера;
• приглашение в путешествие;
• создание проблемной ситуации;
• фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»;
• посещение краеведческого музея, памятников;
• совместная проектная деятельность;
• создание мини – музея «Русская изба»;
• ручной труд;
• изготовление подарков, сувениров;
• «Уроки доброты»;
• анализ нравственных качеств;
• акция «Чистый город»;
• природоохранная деятельность;
• развлечения, досуги, праздники, концерты;
• игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», «В гостях у бабушки Арины»; подвижные, настольно-печатные, игры - сотрудничества);
• инсценировки, театрализации;
• выставки поделок, экспозиций, рисунков «Памятные места нашего города», «Войне мы скажем – Нет!»;
• «Встреча с интересными людьми», «Гость группы».
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия»
Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.
Дети:
Мы в автобус дружно сели.
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал.
И автобус побежал. (Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)
Светофор (показывает крупную фотографию) :
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
Что за улица пред вами?
Что за памятник пред вами? (Ответы детей.)
Светофор:
Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
Словесная игра «Каким бывает город»
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.
Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например: холодный Киров (город зимой, веселый Киров (город в дни праздников, молодой Киров (новостройки, молодые жители) и т. д.
«Загадки о родном городе»
Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают. Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон.