Получи документы

Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр

Евгения Недосекина
Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр

Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр

«НАРОД БЕЗ НАРОДНОСТИ - ТЕЛО БЕЗ ДУШИ» К. Д. УШИНСКИЙ

К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений, но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.

Публикация «Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр» размещена в разделах

В РУССКИХ СЕЛАХ И ГОРОДАХ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ БЫЛИ ШИРОКО РАПРОСТРАНЕНЫ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ПОДВИЖНОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗ НИХ НЕ ОБХОДИЛСЯ НИ ОДИН ДАЖЕ САМЫЙ СКРОМНЫЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. В ИГРУ ВОВЛЕКАЛИСЬ ЦЕЛЫЕ ГРУППЫ ПОДРОСТКОВ, КОТОРЫЕ СОСТЯЗАЛИСЬ В СИЛЕ, ЛОВКОСТИ, БЫСТРОТЕ, МЕТКОСТИ. В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО ИГРЫ, КАК ПРАВИЛО, ПРОХОДИЛИ НА УЛИЦЕ, НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ЭТО СПОСОБСТВОВАЛО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,бысторотой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

ФАНТАЗИЯ ТВОРИТ ИГРУ.

Нормальные дети не живут без игры. Та особенность детства, что, по словам Л. Толстого, состоит в «силе веры», – это способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолетом, конем и т. д. У каждого ребенка – своя воспроизводящая фантазия, которая творит игру. Но она есть непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим, разыгрывающихся по традиционному сценарию, в определенной последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки, элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих.

НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия её определенной воспитательной задачие. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремиться развить у детей в данный момент, он выбирает игры,помогающие развитию именно этих навыков. Так, если пред воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как " Гуси - лебеди ", " Филин и пташки ". Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения " По тропинке " ," Через ручеёк " и др.

В учебной работе возможны фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные. В физкультурно-оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники.

ВКЛЮЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ:

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные подвижные игры. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений.

3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила (" Зайка беленький сидит ", " По ровненькой дорожке ", и др.)

4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал.

5. Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня оно проводится. Подвижные игры разного характера следут сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.

6. Следут учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определённого внимания. (" Где звенит колокольчик? ", " Пройди тихо " и др.) Если же дети сидели долго на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами (" Мой весёлый звонкий мяч ", " Воробушки и кот " и др.)

Дети активно работают на физкультурных занятиях прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Лучше всего подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться 2-3 занятия подряд, затем используется новая, а чрез несколько занятий можно, снова возвратится к первой игре.

У младших дошкольников, могут быть, включены в занятия две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры 6 русская народная игра " У медведя во бору " (где все дети активно бегуют, приседают, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и " Найди грибок " (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный гриб).

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошколника всегда было и стается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Русская народная игра «Крута гора»

Дети встают в хоровод. В центре его организуется возвышение - небольшая горка из снега (на улице) или его имитация (в помещении). Все водят хоровод и приговаривают:

Стоит крута гора посреди двора

У резного-то крыльца.

Не проехать, не пройти, а только перепрыгнути.

С последними словами дети опускают руки и расходятся шире. Взрослый называет кого-то из детей по имени, и тот ребёнок должен перепрыгнуть горку, не задев её. Если горка была задета, тот выбывает изигры.

Русская народная игра «Заря»

Дети встают спиной в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - "заря"(выбранный по считалке) ходит в кругу с лентой и говорит:

Заря - заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту. И они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Русская народная игра «Заинька»

Выбирают водящего - «заиньку» по считалке.

Ребенок (считает) :

Серый зайка вырвал травку,

Положил ее на лавку,

Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет!

Выбранному по считалке ребенку надевается на голову шапочка зайки. Играющие становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит «заинька».

Дети: Заинька, где твой дом?

«Заинька» : Мой дом под кустом, под березовым листом

Дети: Заинька, приходи к нам на лужок

На головку вить венок!

«Заинька» входит в круг, играющие идут по кругу, поют:

Заинька, заинька —

Коротенькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Заинька» танцует в кругу, затем подходит к одному из играющих надевает шапочку зайки и меняется с ним местами. Так выбирается новый «заинька», игра

продолжается два-три раза.

Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая команда повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам (имя) мила.

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Публикации по теме:

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта "Театр и музыка" сегодня предлагаю вам один из возможных.

Фестиваль русских народных подвижных игрФестиваль русских народных подвижных игр Игровая культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась.

Гимнастика после сна в детском саду. Методические рекомендации по проведению Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания Родительское собрание – это основная форма работы с родителями.

Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай»Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.

Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.

Методические рекомендации по проведению творческих выставок в учреждениях дополнительного образования Методика организации и проведения творческих выставок по изобразительному и декоративному творчеству в учреждениях дополнительного образования.

Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников Когда то, в нашем советском детстве, проблема составления и проведения утренников не поднималась совсем. Для всех детских садов страны печатались.

Методические рекомендации «Способы повышения эффективности подвижных игр» Методические рекомендации «Способы повышения эффективности подвижных игр» В последнее время у дошкольников уменьшился интерес к подвижным.

Картотека народных подвижных игр Подвижная игра «Снятие шапки». Цель игры: воспитание ловкости, внимательности, укрепление мышц ног. Задачи: -воспитывать необходимые морально-волевые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 20:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД