Получи документы

Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками

Горчакова Мария
Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками

Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками (на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Слушание музыки – это неотъемлемая часть каждого музыкального занятия. Помимо приобретения сведений о музыке, развития речи и эмоциональной сферы, у детей воспитывается и эстетическое чувство. Поэтому так важно, чтобы в ходе совместной деятельности с детьми звучали только высокохудожественные образцы классических, народны и современных произведений. Одним из программных произведений по слушанию музыки в ДОУ является «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Публикация «Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах

П. И. Чайковский создал цикл пьес для своего любимого племянника Володи Давыдова. Теплым, сердечным отношением проникнуты и пьесы альбома. Особенность миниатюр цикла в их яркой образности, ясности и близости миру ребенка. На занятиях по музыкальному воспитанию дети приобщаются к отдельным пьесам альбома.

В ходе слушания дети учатся сопереживать героям произведений «Детского альбома», учатся говорить о своих впечатлениях об услышанном, а так же развивают эстетический вкус.

Нередко при прослушивании пьес «Детского альбома» выражение лица детей одухотворяется, музыка затрагивает «струны души» как уравновешенных так и разбалансированных детей. Пьесы альбома хорошо запоминаются и даже при возвращении к давно прослушанному материалу, дети с воодушевлением говорят о том, что эта пьеса знакома и нравится им.

Несмотря на благотворное влияние пьес на психологическое состояние юных слушателей, детям не всегда удается передать словами свои эмоции и переживания.

В ходе занятий я предлагаю прослушивать сначала пьесы без иллюстраций, даю информацию только о композиторе, общие сведения о музыкальном цикле и названиях миниатюр.

Дальше детям предлагаются карточки со схематическим изображением эмоций и чувств. Дети выбирают те карточки, которые соответствуют возникшим эмоциям в ходе прослушивания. В качестве схематического изображения впечатлений и эмоций от прослушанного выбраны изображения природных явлений. Т. к. эта тема близка, понятна детям, в определенной степени конкретна и доступна пониманию ребенка. О природных явлениях дети сформировали определенный багаж знаний на занятиях и совместной деятельности по окружающему миру и экологическому воспитанию.

Солнышко: добрая, радостная, веселая

Тучка: грустная, печальная, жалобная

Гроза: грозная, сердитая, злая, внезапная

Облака: спокойная, легкая, неторопливая

Радуга: восторженная, яркая, величественная, необычная

Ветер: стремительная,взволнованная, порывистая

Град: шумная, страшная, настороженная

Дети по возможности объясняют свой выбор. На последующих занятиях дети повторно прослушивают произведения и снова выбирают карточки, соответствующие их нынешнему восприятию. Не стоит забывать, что восприятие музыкального произведения зависит не только от мастерства исполнителя, но и от подготовленности слушателя. Если юного слушателя накануне что-то волновало или беспокоило, то качество и глубина восприятия музыкального произведения будет иной. Поэтому при повторных прослушиваниях необходимо словесно конкретизировать и углублять свои впечатления, прислушиваться к описанию музыкальных впечатлений сверстников. Поэтому на последующих занятиях дети могут выбрать несколько эмоций-карточек и по возможности объяснить свой выбор.

Например, при первом прослушивании пьесы «Мама» большинство детей выбирает карточку «солнышко», соответствующую эпитетам добрая, радостная, веселая и т. п. При повторном прослушивании, часть детей услышали новую эмоцию и выбрали карточку «облака», соответствующую эпитетам спокойная, легкая, неторопливая и т. п. Однако часть детей выбрали карточку «тучка», соответствующую эпитетам грустная, печальная и т. п. Это впечатление отражает тот опыт, который накладывает не только звучащий материал, но и программа данного произведения и подготовленность детей к слушанию.

Пьесы «Болезнь куклы» и «Новая кукла» так же вызывают у детей практически единодушное первое впечатление, соответствующее карточкам «тучка» или «солнышко» соответственной. Однако, при повторных прослушивания впечатления углубляются и для пьесы «Болезнь куклы» дети дополнительно выбирать карточки «град», «гроза» или «облака» (надежда «кукла ведь поправится»). А пьеса «Новая кукла» вызывает у детей при повторном прослушивании новые ассоциации – карточка «ветер», соответствующий эпитетам стремительная, взволнованная и т. п.

При прослушивании пьес «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки» дети быстро улавливают характер пьес и выбирают карточки «солнышко», «радуга», соответствующие восторженному, восхищенному состоянию. Однако детям хочется прочувствовать всем телом звучание этого произведения и тут мы используем метод активного слушания и пластической импровизации.

Таким образом, дети воодушевленно восприняли систему карточек-эмоций/впечатлений при слушании музыки. Данный способ расширения словарного запаса и конкретизации впечатлений от услышанного возможен в работе с дошкольниками. Хочу отметить, что слушание произведений – это систематический процесс и применение иных методик (таких как активное слушание, слушание с закрытыми глазами, импровизация на детских музыкальных инструментах, рисование/лепка в процессе слушания и после прослушивания и др.) не стоит забывать. Ведь эмоциональная отзывчивость, способность выражать свои впечатления и переживания – неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка.

Горчакова Мария Алексеевна

Список литературы:

1) П. И. Чайковский «Детский альбом»

2) Корыхалова, Наталия Платоновна. Детский альбом Чайковского: такт за тактом [Текст] : методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и студентов музыкальных учебных заведений / Наталия Корыхалова. - Санкт-Петербург : Композитор - Санкт-Петербург, cop. 2011. - 110, [2] с. : ноты.

3) Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.

4) Радынова О. П. Музыкальные шедевры

5) Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. : Просвещение, 1981

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Конспект НОД «Выставка музыкальных картин». Доминантное занятие по слушанию музыки КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ «Музыкальная выставка» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Диапазон песни: ми – си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожок» Методические рекомендации при разучивании песни" Пирожок" музыка Е. Тиличеевой,слова Е. Шмаковой Диапазон песни: фа - си бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна Описание материала: Предлагаю музыкально-методическую разработку по слушанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 00:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД