МААМ-картинки

Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками

Горчакова Мария
Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками

Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками (на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Слушание музыки – это неотъемлемая часть каждого музыкального занятия. Помимо приобретения сведений о музыке, развития речи и эмоциональной сферы, у детей воспитывается и эстетическое чувство. Поэтому так важно, чтобы в ходе совместной деятельности с детьми звучали только высокохудожественные образцы классических, народны и современных произведений. Одним из программных произведений по слушанию музыки в ДОУ является «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Публикация «Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах

П. И. Чайковский создал цикл пьес для своего любимого племянника Володи Давыдова. Теплым, сердечным отношением проникнуты и пьесы альбома. Особенность миниатюр цикла в их яркой образности, ясности и близости миру ребенка. На занятиях по музыкальному воспитанию дети приобщаются к отдельным пьесам альбома.

В ходе слушания дети учатся сопереживать героям произведений «Детского альбома», учатся говорить о своих впечатлениях об услышанном, а так же развивают эстетический вкус.

Нередко при прослушивании пьес «Детского альбома» выражение лица детей одухотворяется, музыка затрагивает «струны души» как уравновешенных так и разбалансированных детей. Пьесы альбома хорошо запоминаются и даже при возвращении к давно прослушанному материалу, дети с воодушевлением говорят о том, что эта пьеса знакома и нравится им.

Несмотря на благотворное влияние пьес на психологическое состояние юных слушателей, детям не всегда удается передать словами свои эмоции и переживания.

В ходе занятий я предлагаю прослушивать сначала пьесы без иллюстраций, даю информацию только о композиторе, общие сведения о музыкальном цикле и названиях миниатюр.

Дальше детям предлагаются карточки со схематическим изображением эмоций и чувств. Дети выбирают те карточки, которые соответствуют возникшим эмоциям в ходе прослушивания. В качестве схематического изображения впечатлений и эмоций от прослушанного выбраны изображения природных явлений. Т. к. эта тема близка, понятна детям, в определенной степени конкретна и доступна пониманию ребенка. О природных явлениях дети сформировали определенный багаж знаний на занятиях и совместной деятельности по окружающему миру и экологическому воспитанию.

Солнышко: добрая, радостная, веселая

Тучка: грустная, печальная, жалобная

Гроза: грозная, сердитая, злая, внезапная

Облака: спокойная, легкая, неторопливая

Радуга: восторженная, яркая, величественная, необычная

Ветер: стремительная,взволнованная, порывистая

Град: шумная, страшная, настороженная

Дети по возможности объясняют свой выбор. На последующих занятиях дети повторно прослушивают произведения и снова выбирают карточки, соответствующие их нынешнему восприятию. Не стоит забывать, что восприятие музыкального произведения зависит не только от мастерства исполнителя, но и от подготовленности слушателя. Если юного слушателя накануне что-то волновало или беспокоило, то качество и глубина восприятия музыкального произведения будет иной. Поэтому при повторных прослушиваниях необходимо словесно конкретизировать и углублять свои впечатления, прислушиваться к описанию музыкальных впечатлений сверстников. Поэтому на последующих занятиях дети могут выбрать несколько эмоций-карточек и по возможности объяснить свой выбор.

Например, при первом прослушивании пьесы «Мама» большинство детей выбирает карточку «солнышко», соответствующую эпитетам добрая, радостная, веселая и т. п. При повторном прослушивании, часть детей услышали новую эмоцию и выбрали карточку «облака», соответствующую эпитетам спокойная, легкая, неторопливая и т. п. Однако часть детей выбрали карточку «тучка», соответствующую эпитетам грустная, печальная и т. п. Это впечатление отражает тот опыт, который накладывает не только звучащий материал, но и программа данного произведения и подготовленность детей к слушанию.

Пьесы «Болезнь куклы» и «Новая кукла» так же вызывают у детей практически единодушное первое впечатление, соответствующее карточкам «тучка» или «солнышко» соответственной. Однако, при повторных прослушивания впечатления углубляются и для пьесы «Болезнь куклы» дети дополнительно выбирать карточки «град», «гроза» или «облака» (надежда «кукла ведь поправится»). А пьеса «Новая кукла» вызывает у детей при повторном прослушивании новые ассоциации – карточка «ветер», соответствующий эпитетам стремительная, взволнованная и т. п.

При прослушивании пьес «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки» дети быстро улавливают характер пьес и выбирают карточки «солнышко», «радуга», соответствующие восторженному, восхищенному состоянию. Однако детям хочется прочувствовать всем телом звучание этого произведения и тут мы используем метод активного слушания и пластической импровизации.

Таким образом, дети воодушевленно восприняли систему карточек-эмоций/впечатлений при слушании музыки. Данный способ расширения словарного запаса и конкретизации впечатлений от услышанного возможен в работе с дошкольниками. Хочу отметить, что слушание произведений – это систематический процесс и применение иных методик (таких как активное слушание, слушание с закрытыми глазами, импровизация на детских музыкальных инструментах, рисование/лепка в процессе слушания и после прослушивания и др.) не стоит забывать. Ведь эмоциональная отзывчивость, способность выражать свои впечатления и переживания – неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка.

Горчакова Мария Алексеевна

Список литературы:

1) П. И. Чайковский «Детский альбом»

2) Корыхалова, Наталия Платоновна. Детский альбом Чайковского: такт за тактом [Текст] : методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и студентов музыкальных учебных заведений / Наталия Корыхалова. - Санкт-Петербург : Композитор - Санкт-Петербург, cop. 2011. - 110, [2] с. : ноты.

3) Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.

4) Радынова О. П. Музыкальные шедевры

5) Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. : Просвещение, 1981

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Конспект НОД «Выставка музыкальных картин». Доминантное занятие по слушанию музыки КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ «Музыкальная выставка» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Диапазон песни: ми – си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожок» Методические рекомендации при разучивании песни" Пирожок" музыка Е. Тиличеевой,слова Е. Шмаковой Диапазон песни: фа - си бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна Описание материала: Предлагаю музыкально-методическую разработку по слушанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 00:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД