МААМ-картинки

Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома»

Наталья Лаврова
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома»

В методической работе говорится о том, что такое социализация, от чего она зависит, как ее можно реализовать в условиях детского дома. Рассматриваются задачи социализации, направления деятельности специалистов, подготовка к самостоятельной жизни и оказание помощи выпускникам.

Публикация «Методические рекомендации „Социализация в условиях детского дома“» размещена в разделах

Особенности социализации детей, зависит не только от условий детского дома, но и от желания воспитанников включиться в подготовку к самостоятельной жизни.

Исследования, проводились и проводятся в муниципальном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом», при активном участии всех специалистов, сотрудников.

Рекомендуется учителям, воспитателям детских домов и школ-интернатов, а также всем, кого интересует проблема социализации.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…. 4

Глава I. Основные задачи воспитательной деятельности детского дома….…. 7

1.1. Специфические задачи социализации…. 7

1.2. Направления деятельности специалистов детских домов…. …. 10

1.3. Региональный аспект жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…. 19

Глава II. Условия социализации выпускников детского дома…. 22

2.1. Диагностика социально-психологических особенностей воспитанников детского дома…. …. 22

2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детского дома. 25

2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома…. …. 29

Заключение…. …. 32

Список использованной литературы…. …. …. 34

Приложения…. 36

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране стоит очень остро. Демографическая, социальная, экономическая политика государства в последние 10 лет привела к страшным последствиям: демографическому кризису, нищете, безработице, и, в конечном итоге, к деградации населения России.

Беспробудное пьянство большой группы родителей, их полное равнодушие к судьбе своих детей, преступная беспечность привели к появлению огромного числа социальных сирот, то есть детей, родители которых живы, но лишены родительских прав.

Если раньше, в так называемый «советский» период, в детских домах преимущественно проживали дети, не имеющие родителей. То сегодня ребенок при живых родителях вынужден жить в детском доме, который, несомненно, может дать ему воспитание и образование, но все-таки только опыт жизни в семье, материнская любовь и ласка позволяют ему стать полноценным членом общества.

Детские дома в свое время пошли по пути организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспитания. Немало сил затрачивается коллективами на то, чтобы создавать уютные помещения для комфортного проживания детей-сирот. Улучшение бытовых условий положительно сказывается на эмоционально-психологическое настроение детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: традиционными подходами к воспитанию и организации жизни детей в учреждениях интернатного типа не могут нас сегодня удовлетворять, особенно с учетом существенных изменений, произошедших за последнее время в обществе. Прежде всего, это касается социального становления тех детей, которые в силу определенных причин вынуждены жить и воспитываться под опекой государства. Главными в социализации ребенка-сироты являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание. Все они определяются процессом постоянного расширения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которого ребенок и развивается как личность, приобретая социальные установки и ценности, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Только как субъект социализации он становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. В процессе проявления им своей активности в различных сферах жизнедеятельности происходит его саморазвитие и самореализация.

С одной стороны, ребенку необходимо усвоить знания, нормы, представления, позволяющие ему функционировать как члену данного сообщества. С другой стороны – ему надо пройти через процесс обретения собственного социального опыта и самостроительства своей личности, т. е. формирования определенных социально значимых черт и свойств.

Социализация – процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Социализация – становление личности, которое предлагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов жизни в обществе, но и выработку при помощи взрослых собственных ценностей, ориентации, стиля жизни.

Детский дом – государственное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин, а также детей одиноких матерей.

Существуют объективные потребности педагогической теории и практики, которые обусловили тему нашего исследования: «Особенности социализации детей в условиях детского дома».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить особенности социализации детей в условиях детского дома.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс социализации в условиях МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности социализации в детском доме.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: в детском доме социализация будет проходить эффективно при реализации следующих условий :

- если осуществляется диагностика социально-психологических особенностей воспитанников детского дома;

- если воспитанники включаются в подготовку к самостоятельной жизни;

- если оказывать помощь выпускнику.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследова-ния, определены следующие задачи:

1. Выявить специфику, направления деятельности специалистов в детских домах.

2. Изучить проблемы детей, социализирующихся в условиях детского дома.

3. Выявить условия социализации в детском доме.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, практического материала по психологии.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА

1.1 Специфические задачи социализации

Задачи социализации можно разделить на :

- Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического развития, темпами полового созревания и т. д.

- Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – отличаются спецификой в каждой конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение суммой знаний, сформированность мировоззрения, направленность личности).

- Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализация, самоутверждение.

На протяжении дошкольного возраста ребенок осознает себя в отношениях с окружающими людьми, учатся самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте ребенок находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – школе. Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция среди сверстников, нахождение себя среди сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах. При этом если наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполноценным ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным поступкам и решениям.

Выделяют такие характеристики личности, которые обеспечивают успешную социализацию : способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.

Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации – семьи – учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников таких учреждений:

- особый социальный статус ребенка : т. е. ему кажется что, он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен;

- ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;

- наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);

- наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;

ограничение социальной активности ребенка;

- недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;

наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

- наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;

- принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;

- жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;

- скудный выбор образцов для подражания, условия социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;

- ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;

- выработка особой нормативности по отношению к «своим» и «чужим», появление особого чувства «мы».

Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений.

Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;

- трудности в общении, отсутствие избирательности общения;

- инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;

- неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств.

Публикации по теме:

Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй «Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй» Бабаева В. Ю. ,воспитатель детского сада. НУУЦ «Erfolq» г. Караганда.

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Методические рекомендации по использованию сухого бассейна Сухой бассейн - это своего рода манеж с большим числом мягких пластмассовых шариков внутри, в которых находится воздух, являющихся безопасной.

Методические рекомендации по оформлению проекта Методические рекомендации по оформлению проекта 1. Титульный лист: аббревиатура ДОУ, тема проекта, вид и тип проекта, сроки реализации.

Методические рекомендации по здоровьесбережению МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» Методические рекомендации «Сохранение.

Методические рекомендации «Скоро в школу» Методические рекомендации для родителей на тему «Скоро в школу» Если ваш ребенок умеет читать и писать, это не показатель того что он готов.

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях ДОО СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОО Милевская Н. В. воспитатель высшей категории stepan_milevskiy@mail.ru.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома КГУ «Пионерский детский дом» Истианиди Лидия Викторовна Воспитатель СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ.

Статья «Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО» 1. Вся предметно - развивающая среда в группах должна быть представлена в виде развивающих полочек - «миров». Этот элемент среды является.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома»
Опубликовано: 18 августа 2017 в 05:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД