Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя

Анна Молчанова
Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла

Методические рекомендации

Речевое развитие детей 5 -6 лет

(взаимодействие логопеда и воспитателя)

Автор - составитель: учитель – логопед

Молчанова Анна Владимировна

г. Вуктыл.,

2017 – 2018гг.

Введение

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимнаяинтеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается.

Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий,если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателяв рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

• Формирование и развитие словарного запаса.

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

• Формирование познавательного интереса, любознательности.

Развитие связной речи.

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя - логопедав рамках интеграции решает следующие задачи:

Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.Например:

развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя - логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

1. Речевое развитие детей (5-6 лет)

в старшей группе

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Рекомендации по формированию правильного произношения.

Подражание звукам

• Как едет машина или жужжит жук? «ж-ж-ж-ж».

• Как шумит море? «ш-ш-ш-ш».

• Как рычит тигр или собака? «р-р-р-р».

• Как пищит комарик? «з-з-з-з».

• Как шумит водичка? «с-с-с-с».

Звуковой анализ слова:

• Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи начинается с произношения звука в слогах и начале слова. Лучше давать этот материал в форме шуток - чистоговорок, т. к. рифма и ритм облегчают произношение и запоминание звуков.

• От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях (начало слова, середина, конец, сочетание с другими согласными). Дидактическим материалом служит набор картинок на этот звук. Картинки лежат на столе, изображением вниз, ребёнок берёт любую называет её и составляет с этим словом предложение.

• Для дальнейшего закрепления звуков в речи можно предложить использование пересказов специально составленных текстов и речевых игр.

Обучение звуковому анализу

Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов. Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове.Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; схемы звукового слова; фишек.

Интонационное выделение звука – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие,в зависимости от звуковой характеристики. Например, в слове рак звук [р] можно выделить, если произнести его дольше других звуков (ррак, а в слове дом, чтобы выделить звук [д], нужно произнести его громче всех звуков (Дом).

Интонационным выделением звука в слове дети овладевают только на основе образца, данного воспитателем. Поэтому важно, чтобы воспитатель сам овладел этим умением.

При обучении детейнужно знать и строго следовать следующему правилу: выделение любого звука, независимо от места нахождения его в слове, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова.Например: ссани, массло, носс или Кот, муКа, луК.

Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Это связано с тем, что ребенок должен переключить внимание со смысловой стороны слова на звуковую, и научиться управлять своей артикуляцией. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в него и вслед за воспитателем повторять его. Только после этого ребенок сможет самостоятельно интонационно выделять звук в слове. Иногда дети ошибочно называют звуки обощенно (эл, эм, эн и т. д.) и в этот момент важно обратить внимание на конкретное звучание звука в слове.

Например, воспитатель выставляет игрушки: машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.

Воспитатель: Послушайте, как я назову эту игрушку - ммашинка. Кто также скажет слово – ммашинка?

Ребёнок: Ммашинка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук я произнесла дольше других?

Ребёнок: м (произносит без призвука гласного)

Воспитатель: А теперь я назову другую игрушку – маТрёшка. Скажите слово также – маТрёшка

Ребёнок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель:Какой звук мы произносили громче всех остальных звуков: маТрёшка?

Ребёнок: Т (звук называется без призвука гласного).

И так со всеми игрушками.

С первых же занятий воспитатель должен обращать внимание на использование терминов «слово», «звук» и учить детей правильно употреблять их в ответах.

Звуковой, а затем и звуко- буквенный анализ словпроводится попутно с ознакомлением с буквами алфавита. В работе с детьми не используется термин «схема». Воспитатель говорит,что дети будут работать с фишками, которыми будут обозначать звуки и выкладывать их по клеточкам или на столах слева на право, или же проговаривать данный материал устно.

Обучение умению вычленять словесное ударение

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ведущая роль в обучении умению вычленять ударный гласный звук отводится воспитателю. Он показывает и объясняет детям, как надо произносить слово, чтобы найти в нём ударение.

Как впервые на занятии нужно знакомить детей с ударением?

Воспитатель предлагает проанализировать слово шуба.

Воспитатель: Назовите гласные звуки этого слова.

Дети: у, а.

Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово шууба. Какой звук я произнесла протяжно?

Дети: Звук [ у ]

Воспитатель : Теперь послушайте,какой звук я выделю голосом:шубаа?Дети: Звук [ а ]

Воспитатель : А как правильно говорить – шууба или шубаа?

Дети: Шууба.

Воспитатель: Попробуйте сказать слово так как я – шууба. А теперь попробуйте сказать – шубаа. Гласный звук, который в слове можно произнести протяжно, долго и при этом слово не меняется, называется ударным гласным звуком. Послушайте – шууба. Какой в этом слове ударный звук?

Дети: У.

Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы выделение ударного гласного звука обязательно происходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным движением указки под выложенным словом. Иногда дети прибегают к послоговому произнесению слова – шуу-баа. Такое произнесение слова исключает правильное вычленение словесного ударения. Послоговое деление приводит к тому, что в слове получается столько ударений, сколько в нём слогов. Поэтому необходимо учить детей произносить слова только целиком, выделяя ударный звук.

Мелкая моторика рук:

Очень полезны для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание.Не рисуйте фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и восковым мелкам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.

Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Обогащение словарного запаса:

Животные и их детеныши, обращая внимание детей на то, какие животные бывают? (Домашние и дикие, где они обитают, чем они питаются? и т. д)

Предложите детям поиграть игру «Профессии», кем работают их родители, кем они сами хотели бы стать, когда вырастут?

«Овощи и фрукты»

«Дни недели и время суток»

«Мебель» и т. д….

Играем и развиваем грамматический строй речи

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Из чего сделано? (С мячом.) Воспитатель, бросая мяч,говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч,отвечает: «кожаные».

Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.Например: «У зайца какой хвост? Заячий».

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет Окружающий мир является объектом познания для ребенка, а основной формой познавательной и игровой деятельности служит предметно – манипулятивная.

Методические рекомендации «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-нравственному развитию детей» Введение. Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески.

Организация игры ребенка. Методические рекомендации для воспитателя ДОУ Воспитание детей в дошкольном учреждении - серьёзное и трудное дело. От воспитателей требуется много знаний и умений, любви к детям, выдержки.

Развитие детей от 2 до 7 лет. Рекомендации логопеда для родителей В логопедическую группу отбираются дети прошедшие ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Задачей работы учителя- логопеда в ДОУ.

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда» Лексическая тема: «Посуда» Понедельник 1. Дидактические игры: - «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных).

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда.

Взаимодействие воспитателя и логопеда в коррекционном процессе логопедической группы Планирование второй половины дня. Взаимодействие воспитателя и логопеда в коррекционном процессе логопедической группы. Проведение всего.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя
Опубликовано: 6 мая 2018 в 14:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день слонов

Могучим и сильным животным, обитающим в индийских лесах и африканской саванне, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и заданий, чтобы вызвать у детей интерес...

30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

Детский мастер класс аппликация из пластилина «Пластилиновые шмели на клевере»
Детский мастер класс аппликация из пластилина «Пластилиновые шмели на клевере» Клевер красный расцветает, Зацветает хмель, На работу вылетает...
Детский мастер-класс по плоскостной аппликации с элементами рисования «Пингвин» для...
Дети старшего дошкольного возраста в познании мира вокруг себя часто опираются не только на эмоциональное восприятие, но и на свой практический опыт, в том...
Фото отчёт о длительных наблюдениях за котятами на прогулке к Всемирному Дню домашних...
Наши длительные наблюдения за котятами на участке детского сада с самого начала не были запланированы. Возможность понаблюдать за маленькими котятами...