Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя

Анна Молчанова
Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла

Методические рекомендации

Речевое развитие детей 5 -6 лет

(взаимодействие логопеда и воспитателя)

Автор - составитель: учитель – логопед

Молчанова Анна Владимировна

г. Вуктыл.,

2017 – 2018гг.

Введение

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается.

Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

• Формирование и развитие словарного запаса.

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

• Формирование познавательного интереса, любознательности.

Развитие связной речи.

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя - логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей. Например:

развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя - логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

1. Речевое развитие детей (5-6 лет)

в старшей группе

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Рекомендации по формированию правильного произношения.

Подражание звукам

• Как едет машина или жужжит жук? «ж-ж-ж-ж».

• Как шумит море? «ш-ш-ш-ш».

• Как рычит тигр или собака? «р-р-р-р».

• Как пищит комарик? «з-з-з-з».

• Как шумит водичка? «с-с-с-с».

Звуковой анализ слова:

• Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи начинается с произношения звука в слогах и начале слова. Лучше давать этот материал в форме шуток - чистоговорок, т. к. рифма и ритм облегчают произношение и запоминание звуков.

• От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях (начало слова, середина, конец, сочетание с другими согласными). Дидактическим материалом служит набор картинок на этот звук. Картинки лежат на столе, изображением вниз, ребёнок берёт любую называет её и составляет с этим словом предложение.

• Для дальнейшего закрепления звуков в речи можно предложить использование пересказов специально составленных текстов и речевых игр.

Обучение звуковому анализу

Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов. Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; схемы звукового слова; фишек.

Интонационное выделение звука – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие,в зависимости от звуковой характеристики. Например, в слове рак звук [р] можно выделить, если произнести его дольше других звуков (ррак, а в слове дом, чтобы выделить звук [д], нужно произнести его громче всех звуков (Дом).

Интонационным выделением звука в слове дети овладевают только на основе образца, данного воспитателем. Поэтому важно, чтобы воспитатель сам овладел этим умением.

При обучении детей нужно знать и строго следовать следующему правилу: выделение любого звука, независимо от места нахождения его в слове, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова. Например: ссани, массло, носс или Кот, муКа, луК.

Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Это связано с тем, что ребенок должен переключить внимание со смысловой стороны слова на звуковую, и научиться управлять своей артикуляцией. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в него и вслед за воспитателем повторять его. Только после этого ребенок сможет самостоятельно интонационно выделять звук в слове. Иногда дети ошибочно называют звуки обощенно (эл, эм, эн и т. д.) и в этот момент важно обратить внимание на конкретное звучание звука в слове.

Например, воспитатель выставляет игрушки: машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.

Воспитатель: Послушайте, как я назову эту игрушку - ммашинка. Кто также скажет слово – ммашинка?

Ребёнок: Ммашинка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук я произнесла дольше других?

Ребёнок: м (произносит без призвука гласного)

Воспитатель: А теперь я назову другую игрушку – маТрёшка. Скажите слово также – маТрёшка

Ребёнок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук мы произносили громче всех остальных звуков: маТрёшка?

Ребёнок: Т (звук называется без призвука гласного).

И так со всеми игрушками.

С первых же занятий воспитатель должен обращать внимание на использование терминов «слово», «звук» и учить детей правильно употреблять их в ответах.

Звуковой, а затем и звуко- буквенный анализ словпроводится попутно с ознакомлением с буквами алфавита. В работе с детьми не используется термин «схема». Воспитатель говорит,что дети будут работать с фишками, которыми будут обозначать звуки и выкладывать их по клеточкам или на столах слева на право, или же проговаривать данный материал устно.

Обучение умению вычленять словесное ударение

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ведущая роль в обучении умению вычленять ударный гласный звук отводится воспитателю. Он показывает и объясняет детям, как надо произносить слово, чтобы найти в нём ударение.

Как впервые на занятии нужно знакомить детей с ударением?

Воспитатель предлагает проанализировать слово шуба.

Воспитатель: Назовите гласные звуки этого слова.

Дети: у, а.

Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово шууба. Какой звук я произнесла протяжно?

Дети: Звук [ у ]

Воспитатель : Теперь послушайте, какой звук я выделю голосом:шубаа? Дети: Звук [ а ]

Воспитатель : А как правильно говорить – шууба или шубаа?

Дети: Шууба.

Воспитатель: Попробуйте сказать слово так как я – шууба. А теперь попробуйте сказать – шубаа. Гласный звук, который в слове можно произнести протяжно, долго и при этом слово не меняется, называется ударным гласным звуком. Послушайте – шууба. Какой в этом слове ударный звук?

Дети: У.

Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы выделение ударного гласного звука обязательно происходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным движением указки под выложенным словом. Иногда дети прибегают к послоговому произнесению слова – шуу-баа. Такое произнесение слова исключает правильное вычленение словесного ударения. Послоговое деление приводит к тому, что в слове получается столько ударений, сколько в нём слогов. Поэтому необходимо учить детей произносить слова только целиком, выделяя ударный звук.

Мелкая моторика рук:

Очень полезны для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание. Не рисуйте фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и восковым мелкам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.

Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Обогащение словарного запаса:

Животные и их детеныши, обращая внимание детей на то, какие животные бывают? (Домашние и дикие, где они обитают, чем они питаются? и т. д)

Предложите детям поиграть игру «Профессии», кем работают их родители, кем они сами хотели бы стать, когда вырастут?

«Овощи и фрукты»

«Дни недели и время суток»

«Мебель» и т. д….

Играем и развиваем грамматический строй речи

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Из чего сделано? (С мячом.) Воспитатель, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».

Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет Окружающий мир является объектом познания для ребенка, а основной формой познавательной и игровой деятельности служит предметно – манипулятивная.

Методические рекомендации «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-нравственному развитию детей» Введение. Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески.

Организация игры ребенка. Методические рекомендации для воспитателя ДОУ Воспитание детей в дошкольном учреждении - серьёзное и трудное дело. От воспитателей требуется много знаний и умений, любви к детям, выдержки.

Развитие детей от 2 до 7 лет. Рекомендации логопеда для родителей В логопедическую группу отбираются дети прошедшие ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Задачей работы учителя- логопеда в ДОУ.

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда» Лексическая тема: «Посуда» Понедельник 1. Дидактические игры: - «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных).

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда.

Взаимодействие воспитателя и логопеда в коррекционном процессе логопедической группы Планирование второй половины дня. Взаимодействие воспитателя и логопеда в коррекционном процессе логопедической группы. Проведение всего.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Праздники
Автор публикации:
Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя
Опубликовано: 6 мая 2018 в 14:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе
( СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...