Татьяна Сердюк
Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на эффективное взаимодействие взрослого с гиперактивным ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Для более эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми педагогу необходимо строить свою работу с такими детьми индивидуально, особое внимание следует уделять отвлекаемости. Он всегда должен находится перед глазами воспитателя, ему должна быть предоставлена возможность, быстро обращаться к воспитателю. Так же следует ограничивать до минимума отвлекающие факторы. По возможности нужно игнорировать вызывающее поведение ребенка и поощрять за хорошее. Во время занятий воспитатель должен устраивать минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ребенку предлагается большое задание, то его следует разбить на части, а воспитатель периодически контролирует ход работы, вносит необходимые коррективы. Ребенку следует давать ему новые и трудные задания, сопровождая их спокойными, короткими, четкими, ясными разъяснениями. Показывать несколько раз, пока ребенок не запомни. Стараться стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие, память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных. Задания должны соответствовать рабочему темпу и способностям ребенка. За каждый успех и достижение хвалить ребенка, повышая тем самым его самооценку и уровень учебной мотивации. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справляется даже с небольшим заданием. Если ребенок в течении недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Работу родителей и педагогов необходимо строить во взаимодействии друг с другом. Можно организовать как бы игру для ребенка, завести тетрадь и отмечать все его достижения в детском саду и дома. В конце недели нужно обратить внимание ребенка на то, что хорошего он сделал и поощрить его, например, экскурсией в зоопарк, походом в кино и т. д.
Публикация «Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на эффективное взаимодействие взрослого с гиперактивным ребенком» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – просите его помочь вам, давайте ему поручения, например, накормить животных либо убрать игрушки. Следует стараться, что бы ребенок доводил начатую работу до конца. Гиперактивные дети не способны к выполнению задания с отдаленным результатом, например, посадить семечко и дождаться ростка, или просто построить дом, где будут жить куклы и звери. Им трудно удерживать «образ цели». Старайтесь повышать мотивацию гиперактивных детей, в процессе занятия используйте соревнования. Больше давайте творческих развивающих заданий и избегайте монотонной деятельности. Используйте на занятиях смену видов деятельности, что бы ребенок удерживал внимание на определенном задании более длительный период. В работе с гиперактивными детьми необходимо создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, что бы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Вместе с психологом помогайте ребенку адаптироваться к условиям работы в коллективе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Будьте терпеливы, повторяйте все по нескольку раз. Принимайте гиперактивного ребенка таким, какой он есть, не пытайтесь его ''сломать'', он не виноват в том, что является не таким как большинство детей.
Главное во взаимоотношениях родителей и гиперактивных детей – последовательность и постоянство. Поддерживайтесь и дома четкого распорядка дня. Прием пищи, прогулки, игры, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Проявите гибкость, старайтесь выполнить это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить их. Постепенно ребенок приучится к размеренной, упорядоченной жизни. Можно так же награждать ребенка за соблюдение распорядка дня, это будет дополнительным стимулом для него.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте даже незначительные успехи. Не прибегайте к физическим наказаниям. Ваши отношения должны строиться на доверии, а не на страхе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку и помощь. Следуем совместно с ним решать возникшие трудности. В разговоре с ребенком и особенно, когда вы даете ему задания, избегайте директивных указаний, поверните ситуацию таким образом, чтобы ребенок почувствовал : он сделал полезное дело для все семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При общением с сыном или дочерью избегайте непрерывных одергиваний и запретов «прекрати», «не смей», «нельзя», «сиди спокойно» и т. д.
Вызывающее поведение ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно обращаться с другими людьми, вести себя в обществе, переходить улицу и другим социальным навыкам. Отделяйте поведение ребенка, которое вам может и не нравится, от его личности. Например : «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь по всему дому».
Давайте ему новые или трубные задания, сопровождайте их спокойными,
короткими ясными и четкими разъяснениями. Указания должны содержать
не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не
услышит вас. При общении с гиперактивным ребенком старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Дайте ему какие-нибудь постоянные поручения, это даст ребенку возможность расходовать энергию. Так же полезна ежедневная прогулка на воздухе.
Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался, к концу дня ребенок становится неуправляемым. Необходимо избегать большого скопления людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие. Во время игры ребенка ограничивайте его лишь одним – двумя партнерами.
Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество отвлекающих предметов. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо было бы организовать спортивный уголок, это поможет ребенку, расходовать лишнюю энергию.
Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что – то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
Многие взрослые часто испытывают огромные трудности в воспитании гиперактивных детей. Некоторые борются с непослушными детьми с помощью жестких мер. Другие, наоборот, устав от бесконечной борьбы, по – просту, стараются не обращать внимание на поведение таких детей. Во всех случаях родители теряются в выборе стиля поведения.
Таким образом, на плечи педагогов и родителей ложиться тяжелая задача постепенного умственного развития «необычного» ребенка. Свою работу он должен осуществлять в единстве друг с другом. Необходимо выбрать единый стиль обучения, который будет использоваться во взаимодействии с гиперактивными детьми и дома, и в детском саду.
Пусть иногда требования к такому ребенку будут занижены, но зато действия ребенка будут успешны. Это важнее. И если педагог и родители учитывают индивидуальные и возрастные возможности ребенка, психофизиологические возможности его нервной системы, то развитие личности гиперактивного ребенка будет происходить в гармонии с собой и окружающим миром.