Методические рекомендации родителям первоклассников

Ольга Переяславцева
Методические рекомендации родителям первоклассников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №67 «Аистенок»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к школьному обучению

для родителей будущих первоклассников

Разработала

учитель-логопед МБДОУ ДС №67 «Аистенок»

Переяславцева О. В.

г. Старый Оскол, 2020

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА

Посадка при письме

При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

В классе за партой и дома за столом леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук

Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Положение кисти руки

Кисти левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы держания ручки

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отображением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети – левши.

Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой»каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее наклонены влево. Но главное здесь – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления.

Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

• застегивание и расстегивание пуговиц;

• завязывание и развязывание лент, шнуровка;

• перекладывание мелких предметов тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

• всасывание и выпускание воды пипеткой из стакана;

• плетение из ниток (лент, шнурков) закладок, ковриков, косичек;

• завязывание узелков, нанизывание бусинок на проволоку

Необходимо обязательно заниматься

гимнастикой для левой руки:

• выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

• выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

• руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

• пальцы разомкнуты как можно шире, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

• сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

• соединять большой палец с остальными в «колечки» поочерёдно от указательного к мизинцу и обратно

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕГО ПОЧЕРКА,

Подготовка кисти руки к нагрузкам при письме

Упражнение №1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Зажимаем ручку средним и указательным пальцами. Сгибаем и разгибаем эти пальцы, следим, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.

Упражнение №5. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6. Зажимаем конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Противоположный конец ручки находится дальше от груди. Переворачиваем ручку и вкладываем ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладываем ее в правую руку и так далее.

В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Упражнение №7. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.

Упражнение №8. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителямнеобходимо владеть следующей информацией:

1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь.Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары.Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)

5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа, маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»

6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещёдо изучения букв:

«Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т. д. Можно играть с перекидыванием мяча.

Назови 1-й, последний, 2-й и т. д. звук в слове

Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1. Называем букву,как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

• Спой звук «а».Запомни: он гласный, потому, что поётся

• Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

• Назови сам слова на звук «а»

Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

• Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»

• Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

• Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.

3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на

что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать

пальчиком в воздухе, на столе и т. д. Используйте стихи для запоминания букв,

например,

Покатилось колесо, превратилось в букву О.

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т. п.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить.То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

НА НО НУ НЫ НИ

СА СО СУ СЫ СИ

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ

8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин., но систематическими

10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11. Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Желаю Вам терпения и успехов на пути обучения грамоте!

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.

Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами.И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игровых упражнений для пальцев рук с речевым сопровождением, которые полезно разучить вместе с ребёнком.

Упражнение «Колечко». Сначала предлагаем ребёнку выполнять его каждой рукой

отдельно, затем – двумя руками одновременно. Соединяем поочерёдно пальцы с большим от

указательного к мизинцу (1 и 3 строчки стихов) и в обратном направлении (2 и 4 строчки).

Упражнение развивает также чувство ритма и дикцию.

Варианты стихотворного сопровождения:

Филин.

Ухнул филин на суку:

У него болит в боку.

А у зайца сердце в пятки,

В лес удрал он без оглядки. В зоопарке.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят. В роще.

В берёзовой роще,

В чернеющей чаще

И спрятаться проще,

И ягоды слаще.

Звери зимой.

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу. Жёлтый жук.

Жёлтый жук жужжит, бедняжка,

Что ему живётся тяжко;

На берёзке и осинке –

Западни из паутинки. Слон.

Шли мы как-то по дороге,

Видим: ходят чьи-то ноги.

Смотрим выше: кто же он?

Это серый толстый слон.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик рыл песок, этот делал пирожок,

Этот с горки катался, этот в травке валялся,

Этот умницей был, хорошо говорил. Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

соединяем пальцы обеих рук от больших к мизинцам.

Гусь.

Где ладошки? Тут? Тут!

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой – это гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Безымянный суп варил,

А мизинчик печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот. Вот! Пожать плечами, протянуть руки ладонями вверх;

указательным пальцем «рисуем» на ладошке пруд;

руки – в кулачки, большие пальцы отставить, двигать ими;

соединяем пальцы обеих рук с большими по очереди, касаемся несколько раз на ударные слоги соответствующих строчек;

машем руками по направлению ко рту;

гладим ладонью живот, разводим руками;

Лентяи.

- Братец, принеси дрова!

- Разболелась голова!

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня нездоров!

- Ну, а ты затопишь печку?

- Ой, болит моё сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силёнок нет.

- Что же, сделаю всё сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

- Мы уже здоровы! Руки в кулачки, большие пальцы сгибаем-разгибаем, дотрагиваясь им до согнутых указательных;

Указательные пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагиваются до средних;

средние пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагивается до безымянных;

безымянные пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагиваются до согнутых мизинцев;

мизинцы распрямляем и сгибаем;

сгибаем-разгибаем большие пальцы, остальные прижаты;

двигаем большими пальцами влево-вправо;

распрямить все пальцы, большие соединить.

Птичка.

Птичка крылышки сложила,

Птичка пёрышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела,

Полетела, полетела! Руки в «замок», пальцы выпрямить;

соединить большие пальцы с мизинцами, шевелить остальными;

прижать руки, сжатые в кулачки, соединить прямые мизинцы;

постучать мизинцами друг о друга;

постучать мизинцами по столу;

прижать раскрытые ладони, поочерёдно разъединяем-соединяем

одноимённые пальцы от указательных к мизинцу на ударные слоги;

скрестить кисти, «машем крыльями».

Точим нож.

Точим, точим, точим нож.

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Мясо, сало, лук, колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы! Ребром правой ладони двигаем по раскрытой левой ладони;

меняем положение рук;

ритмичные движения ребром обеих ладоней по столу;

«колечко» - соединяем пальцы с большими на обеих руках от указательного к мизинцу и назад на каждый ударный слог;

протянуть вперёд раскрытые ладони.

Мы пошли в лесок гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами, этот пальчик за малинкой.

Этот пальчик заблудился, очень поздно возвратился. Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

шевелим каждым пальчиком отдельно, начиная с большого, стараясь не двигать при этом остальными.

Помидор

(логоритмическое упражнение с карандашами)

Толстопузый помидор

Перелез через забор,

Как весёлый красный шар

Покатился на базар.

Обежал за рядом ряд,

На ходу надел халат.

Подал звонкий голосок:

- Продаю томатный сок! В кулачках зажато по карандашу, большие и указательные пальцы соединить, образуя круг, удерживая карандаши;

кладём карандаши на стол горизонтально, двумя руками берёмся за ближайший, перекладываем через другой, повторяя 4 раза;

держим карандаши на весу по одному в руке, ритмично вращая друг вокруг друга;

в кулачках зажато по карандашу в вертикальном положении, одновременно перекладываем их из одной руки в другую;

один карандаш скользит по другому;

ритмично стучим торцами карандашей друг о друга;

ритмично стучим карандашами по столу одновременно.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: Сфера, 2005.

2. Безруких М. Леворукий ребёнок в школе и дома. –Екатеринбург, 2001.

3. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. – М.: 1993

4. Волина В. В.Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей. — М.: Просвещение, 1994

5. Елецкая Е. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2005.

6. Ефименкова Л. Н., Мисаренко С. И. Организация работы на школьном логопункте. М., 1991.

7. Залмаева Р. Сам себе логопед (Пособие для родителей).- С. - П. XXI век, 1995.

8. Ишимова О. А. Логопедическая работа в школе. М., 2004

9. Калинина И. Л.Учим детей читать и писать: книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. М.:.Флинта, 1998.

10. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М, 1995.

11. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс упражнений для детей 5-7 лет. – М., Гном и Д, 2006.

12. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М. ,1998.

13. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 1998

14. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! С. -П., Литера, 2001.

15. Логопедия в школе /под редакцией Кукушина В. С. М., 2005.

16. Максимук И. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М. Вако, 2004.

17. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. ГИППВ Аквариум, 1998.

18. Рузина С. М. Страна пальчиковых игр. С. -П. Кристалл, 2004.

19. Ткаченко Т. А. В 1 класс – без дефектов речи. С. -П., Детство –пресс, 1999.

20. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. С. — П. — Детство — Пресс, 2001.

Публикации по теме:

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
Автор публикации:
Методические рекомендации родителям первоклассников
Опубликовано: 13 марта 2020 в 12:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки