Получи документы

Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

Красноперова Елена
Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

Очень важно коррекционную работу с детьми с ОНР реализовывать комплексно, взаимодействуя с воспитателями и родителями, для эффективности работы по преодолению недоразвития всех компонентов речи.

Можно предложить следующие рекомендации для воспитателей логопедических групп.

Публикация «Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для развития навыков правильного построения предложений предлагаются логопедические тренинги, которые помогают на практическом материале в динамической игровой форме: активизировать предметный и глагольный словарь ребенка с ОНР ;сформировать у него понятия «слово» и «предложение»; научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки; распространять простое предложение без предлогов до четырех слов ;привлечь внимание к правильному согласованию слов и предложений.

Можно выделить 4 этапа работы по развитию лексико-грамматического строя и связной речи детей ОНР.

Цель первого этапа – научить ребенка составлять по предложенной схеме- модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное- подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол- сказуемое в 3-лице единственного числа настоящего времени; существительное –подлежащее в форме именительного падежа множественного числа +глагол –сказуемое в 3-лице множественного числа настоящего времени) Например : птица летит,птицы летят.

Цель второго этапа работы- научить ребенка составлять предложения из трех слов без предлогов по предложенной схеме- модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе –одна конструкция.

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа) Например: кошка пьет молоко.

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание –у; - ю). Например: мама варит кашу.

Цель третьего этапа работы- научить ребенка составлять предложения из четырех слов без предлогов по графической схеме – модели и предметным картинкам. На любом занятии – одна конструкция.

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого,из которого выделяется часть или мера которого указывается) Например : дедушка привез мешок картошки.

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа+ дательный падеж единственного числа) Например :бабушка читает внуку книгу.

3. Именительный падеж существительного + согласованный глагол+ два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа) Например : папа режет хлеб ножом.

Цель четвертого этапа- научить ребенка составлять по предложенной схеме-модели предложения, карточками с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырех слов с различными простыми предлогами. Например: лампа стоит на столе.

В результате такой поэтапной работы ребенок с ОНР сознательно использует в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность ребенка в школе.

Для воспитателей и логопедов рекомендуется использовать следующие примерные задания и игровые упражнения по формированию и развитию грамматического строя речи у детей с ОНР.

«ЧТО МАГАЗИНЕ?»

Логопед :У меня яблоко,а в магазине?

Ребенок: А магазине –яблоки и т. д.

«ШАПКА-НЕВИДИМКА»

Цель: усвоение образование существительных в родительном падеже единстенного или множественного числа.

Используют макет волшебного шапки,которой закрывают поочередно различные картинки.

Примерный речевой материал : кукла -нет куклы, грибы - нет грибов,карандаши- нет карандашей и т. д.

«ЖАДИНА»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

Ребенок берет себе картинки и проговаривает : мой кубик, моя кукла, мои сапоги, мое платье и т. д.

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: практическое освоение согласование существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец: одна кукла, две куклы,три куклы, четыре куклы пять кукол.

Игра с мечом «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА».

Цель: научить ребенка образовывать имена аналоги.

Ребенку бросается мяч и произносится имя, ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч.

Примерный речевой материал: петух- петушок, старик- старичок и т. д.

«ЦЕПОЧКА»

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец :кулак-кулачок-кулачище.

Примерный речевой материал- нога,рука,нос,клюв,усы,человек и т. д.

«СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Произносится предложение и предлагается ребенку,выбрать нужное слово,сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Собака (залезла,вылезла) из конуры.

Девочка (запила, выпила) молоко.

«ЖДЕМ ГОСТЕЙ»

Цель: упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображение посуды и просим ответить, как эта посуда называется.

Образец : посуда для хлеба- хлебница. (посуда –для супа, -для конфет, -для молока и т. д.)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные:

Руки,как лед…

Солнце,как мяч…

Снег,как пух…

«КАКОЙ СОК»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных)

Ход игры: предлагаются ребенку картинки с фруктами. Необходимо назвать фрукт и какой сок из него получится.

Образец: ананас- ананасовый сок.

«БЕЖИТ,НЕ БЕЖИТ»

Цель: назвать действие героев (что они делают)

Речевой материал : кошка -спит, идет; девочка- кушает, плавает,сидит и т. д.

«КТО ЗА КЕМ?»

Цель: закрепление предлогов в речи.

Ребенку предлагается назвать где кто находится на предметной картинке (за кем, перед кем)

«ЧЕМ УГОСТИШЬ»

Обучение ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже.

Медвежонка угощу (медом)

Белку угощу (орехом)

Лису угощу (рыбой)и т. д.

«ФУТБОЛ»

Цель: согласовать местоимение 3лица с глаголом.

Звучит основное предложение. Затем прослушав фразы нужно подобрать нужную.

Речевой материал: родители пришли поздно (он лег спать, она легла спать, они легли спать; прилетел скворец (он поет,она поет,они поют)

Эти предложенные рекомендации помогут специалистам в построении логопедической работы с детьми с ОНР.

Публикации по теме:

Конспект НОД по преодолению ОНР с подгруппой детей старшей группы «Перелётные птицы» «Перелётные птицы» Цели: 1. Уточнять и активизировать словарь по теме, познакомить со словом НАСЕКОМОЯДНЫЕ, закреплять обобщающие слова.

Методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про нос» Жили - были три товарища: глазки - незабудки, носик - пуговка да руки - нескучайки. Жили они дружно, но была одна беда, носик - пуговка.

Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по дидактическим играм детей от 3 до 4 лет Методические рекомендации по дидактическим играм у детей от 3 до 4 лет При выборе дидактических игр для детей от 3 до 4 лет воспитателю.

Методические рекомендации по коррекции связанной речи у старших дошкольников с ОНР Исходя из проведенной работы, следует рационально подобрать логопедическое воздействие. Пополнение словаря синонимов. Развитие, насыщение.

Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста Изучение английского языка следует начинать с малых лет. Изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает.

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Г. Н. Пантелеев На сегодняшний день активно обращается.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка 1. Организации образовательного процесса, соответствующего календарно.

Методические рекомендации родителям в вопросах воспитания детей Методические рекомендации родителям в вопросах воспитания детей В последнее время мы часто говорим о духовности наших детей, переживаем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2017 в 13:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Красноперова Елена (УИ 1233400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД