Приложение МААМ

Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша (7 фото)

Маслова Светлана
Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей первой младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша»

Введение Актуальность. Цель современного дошкольного образования - гармоничное всестороннее развитие личности ребенка через его социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. А познавательное развитие в трактовке ФГОС ДО в том числе включает знания об окружающем мире (форме, цвете, размере, материале и др., т. е. овладение сенсорной культурой, что и является целью сенсорного воспитания.

Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша» размещена в разделах

Ребенок с самого рождения познает окружающий мир через ощущения: с помощью рта, глаз, носа - происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка длительный процесс, который начинается с первых дней жизни и продолжается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание способствует и дает основу умственному развитию ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так, как только полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду.

В процессе сенсорного воспитания у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается ос-нова для развития умственной деятельности.

Поскольку основным видом деятельности для дошкольника выступает игра, то закономерно ее использование в образовательном процессе дошкольников. Это делает процесс обучения более привлекательным, доступным и эффективным. В процессе игры целесообразно использовать специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип.

В современном мире разработано значительное количество игрового дидактического материала, в частности блоков Дьенеша. Блоки Дьенеша могут служить основой создания практических систем обучения, позволяющих детям в игровой форме усвоить представления о сенсорных эталонах, развить умение группировать предметы по разным признакам, развивать речевой запас, внимательность, сообразительность.

Основная цель при составлении дидактических игр с блоками Дьенеша, для детей первой младшей группы - ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой, цветом, размером предметов. Для достижения цели поставлены задачи:

– сформировать у детей сенсорные представления, о цвете, форме, величине;

– познакомить детей с основными разновидностями цвета (красный, желтый, синий, формы (круг, прямоугольник треугольник, квадрат, величины (большие, маленькие);

– выработать навыки классификации предметов по одному, двум признакам;

– развить умение использовать сенсорные эталоны в повседневной жизни.

Новизна. Большинство методических разработок дидактических игр с блоками Дьенеша, предназначены для детей от трех лет. В течении года для занятий по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы были составлены дидактические игры на основе блоков Дьенеша.

Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь воспитателям первых младших групп, в реализации работы с детьми раненного возраста по сенсорному развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи:

1. Сформировать интерес у педагогов первых младших к системному использованию в сенсорном развитии современной развивающей технологии – логических блоков Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения блоков Дьенеша в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности.

3. Формировать у детей раннего возраста сенсорные представления, о цвете, форме, величине.

В данных методических указаниях дидактические игры разделены на три части:

1. Дидактические игры на знакомство детей с цветом;

2. Дидактические игры, направленные на знакомство детей с формой;

3. Дидактические игры на знакомство с величиной предметов.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой (круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные); 2. цветом (красные, синие и желтые); 3. размером (большие и маленькие); 4. толщиной (толстые и тонкие).

Для детей раннего возраста, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

Методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, работающих с детьми первой младшей группы.

1. Дидактические игры на знакомство детей с цветом

Знакомство с блоками Дьенеша дети начали с рассматривания комплекта. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей освоение материала началось с организации простого манипулирования геометрическими фигурами: детям была предоставила возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали блоки по своему усмотрению: строили башни, складывали домики, предметов-заместителей (пирожков, цветочков). В процессе манипуляций с блоками малыши установили, что блоки имеют различную форму, а также цвет и размер.

Далее детям были предложены дидактические игры начался процесс на знакомства с цветом.

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;

• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку кар-точку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет; закрепление знаний о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.

Исходя из этих рекомендаций были составлены дидактические игры по знакомству с цветом.

1. Дидактическая игра «Разноцветное печенье»

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой - не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы. Блоки Дьенеша двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).

Ход игры.

Высыпьте перед ребенком блоки Дьенеша одинаковые по форме и величине, но разные по цвету и предложите разделить их на две кучки между, к примеру, Белочкой и Зайцем. Покажите, как следует раскладывать блоки, комментируя свои действия: «Давай, печенье на две кучки (два ведерка, две тарелочки): сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет блоков: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красное печенье, а сюда все желтое».

Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша

2. Дидактическая игра: «Построим башню»

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Материалы: Блоки Дьенеша двух контрастных цветов, например, красные и желтые (синие и желтые).

Ход игры. Высыпьте блоки Дьенеша на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный блок и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать блок к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если блок «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»

Фото №1 Тема Формирование

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному блоку и попросите их найти в коробке блоки таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

3. Дидактическая игра: «Цветные парочки»

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету блоков.

Материалы. Пары одинаковых по цвету блоков.

Ход игры.

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (напри-мер, красные квадраты, красные круги, красные треугольники, затем раз-ные (например, красный квадрат и красный круг, желтый круг и желтый квадрат, синий треугольник и синий квадрат). Разложите на листке по од-ному блоку из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. По-просите малышей найти цветные пары своим предметам.

4Дидактическая игра «Заселим жильцов в домики»

Цель игры: учить зрительно соотносить цвета - выбирать цвета по образцу.

Ход игры. На столе разложены 3 домика с крышами разных цветов. Блоки потерялись, расселим их по своим домикам. Цвет блока соответствует цвету крыши и окошечка домика.

Фото №2 Сенсорное развитие и воспитание

5 Дидактическая игра: «Четвертый лишн

Фото №3 Сенсорика сенсорных эталонов у детей первой младшей группы посредством

ий»

Цели. Закреплять знание цветов.

Материалы. Блоки 2 цветов

Ход игры. Положите на стол четыре блока, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

6. Дидактическая игра «Угости медведя ягодами»

Цель: Закреплять знания названия цветов.

Материал: игрушка, блоки Дьенеша, обруч.

Ход игры. На полянке растут ягоды (блоки 2цветов, Мишка любит красные ягоды. Положи в обруч красные ягоды, а желтые оставь за обручем.

Фото №4 Дидактические игры дидактических игр с блоками Дьенеша Введение Актуальность

2. Дидактические игры, направленные на знакомство детей с формой

В процессе знакомства детей с формой современные педагоги предлагают выделять следующие этапы:

• практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной формы) и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой - не та-кой», не называя ее;

• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;

• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.

1. Дидактическая игра: «Почтовый ящик»

Цели. Познакомить с геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Коробка - сортер с отверстиями разной формы, блоки Дьенеша, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры

Покажите детям коробку с прорезями и блоки разной формы. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните детям, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Фото №5 А познавательное развитие в трактовке ФГОС ДО в том числе включает знания об окружающем мире форме цвете размере материале и др

2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель. Находить геометрические фигуры на ощупь

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все квадратные блоки). Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного размера.

3 Дидактическая игра: «Веселый поезд»

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом (кругом, треугольником).

Ход игры

Покажите детям рисунок с изображением поезда. Разложите их в ряд на столе и скажите: «Вот поезд, а это - вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие блоки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».

Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и по-садить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.

По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий.

Сначала используем изображение с блоками одной формы, например, квадрат. Затем блоки разной формы.

4Дидактическая игра: «Найди такую же фигуру»

Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Материалы. Блоки сначала одного, в дальнейшем разного цвета (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).

Ход игры:

Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, прямоугольник и круг или прямоугольник и треугольник.

Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это прямоугольники». В последующем можно использовать фигуры разного цвета, давать задание одновременно не-скольким детям.

Фото №6 овладение сенсорной культурой что и является целью сенсорного воспитания

5. Дидактическая игра: «Найди лишнюю фигурку»

Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

Материалы. Блоки разной формы (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).

Ход игры Эта игра проводится индивидуально или с небольшой группой детей. Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме».

3. Дидактические игры на знакомство с величиной предметов

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий желательно:

• предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;

• сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме:

• сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по вели-чине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект — средний по вели-чине ;

1. Дидактическая игра: «Спрячь в ладошке!»

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Круглые блоки разной величины, по два на ребенка (один большой, один маленький).

Ход игры

Сначала раздать детям маленькие блоки и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать большие блоки.

Подведите итог игры: «Маленькие блоки можно спрятать в ладошках, а большие нет».

2Дидактическая игра «Большое и маленькое печенье»

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Материалы. Разноцветные блоки, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

Ход игры

Перед началом занятия положите большие и маленькие блоки в со-ответствующие по размеру ведерки. Покажите малышам ведро с большими блоками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большое печенье — вот такое».

Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут ма-ленькие блоки и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькое печенье — вот такое. Поиграйте с блоками. Сравните маленький блок с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с блоками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) блока и попросите положить их в нужное ведерко.

3. Дидактическая игра «Найди пару».

Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материал: Пара одинаковых блоков (разных по величине).

Ход игры. Взрослый: Папы блоки гуляли с малышами и потеряли их. Давайте поможем папам найти малышей. Вот это большой прямо-угольник (любая фигура, давайте найдем такой же, только маленький.

Заключение

Дидактические игры с блоками Дьенеша целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста для формирования у них знаний о сенсорных эталонах. Регулярно занимаясь с блоками, дети стали более внимательными, расширили и получили новые знания, которые пригодятся им в дальнейшем для освоения какой-либо деятельности. Так же дидактические игры с блоками Дьенеша могут применять педагоги в своей работе, для улучшения качества знаний дошкольников.

Список литературы

1. Аганесов В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М. : Просвещение, 2009. 164 с.

2. Венгер Л. А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 24–29.

3. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника. М. : Просвещение, 1996. 148 с.

4. Поскребышева Е. Д. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2–3 лет посредством дидактических игр // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 7 (19). – С. 240–245.

5. Качуренко С. Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте. 2008. C. 32–39.

6. Сенсорное развитие детей раннего. возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 351 с.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.

Конспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группыКонспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группы Воспитатель коррекционной группы Кулагина С. В. Программные задачи: Обучающие: 1. Продолжать учить выкладывать цепочку из блоков по.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 21:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей младшей группы посредством дидактических игр с блоками Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Маслова Светлана (УИ 1747475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД