Екатерина Якутина
Методический кейс «Диагностика готовности ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика готовности ребенка к школе : Электронный методический кейс/ О. А. Агафонова, Т. В. Гладырева, Т. В. Глухова, Е. В. Корепанова, О. В. Ожгихина, Т. С. Тамбовцева; Под ред. Т. В. Гладыревой, Т. С. Тамбовцевой. – Ижевск: МАУИМЦ «Альтернатива», 2020г.
Публикация «Методический кейс „Диагностика готовности ребенка к школе“» размещена в разделах
Представляет собой структурированный цифровой комплекс материалов: нормативно-правовой документации, организационно-методических и диагностических материалов. Материалы кейса позволят обеспечить организационное, методическое и психологическое сопровождение проведения диагностики готовности ребенка к школе. Кейс будет полезен педагогическим работникам дошкольных учреждений и педагогам начального звена школ.
Целью изучения готовности к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Задачи:
1. Определить сформированность «внутренней позиции школьника», а также мотивационно-потребностной сферы.
2. Изучить состояние памяти.
3. Исследовать уровень развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
4. Исследовать уровень развития произвольного внимания (умение ребенка ориентироваться на образец); уровень развития сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; пространственное восприятие.
5. Исследовать невербальный интеллект (выявление перцептивного моделирования на материальном (наглядном) уровне.
6. Изучить особенности развития внимания.
7. Определить уровень развития коммуникативных способностей ребенка
Методика диагностирования включает в себя :
ТЕСТ «4-ЫЙ ЛИШНИЙ»
ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСЕКА
ТЕСТ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
ТЕСТ «ЗВУКОВЫЕ ПРЯТКИ»
ТЕСТ «СТАНДАРТНАЯ БЕСЕДА НЕЖНОВОЙ»
ТЕСТ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
ТЕСТ "ЛЕСЕНКА"
АНКЕТА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
ТЕСТ «4-ЫЙ ЛИШНИЙ»
ТЕСТ «4-ЫЙ ЛИШНИЙ» (по методике «Что здесь лишнее?» Р. С. Немова)
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения. Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
Процедура проведения методики : ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Картинки можно предъявлять по одной.
ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСЕКА (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека)
Он содержит 3 задания: 1. Рисование фигуры человека. 2. Графическое копирование фразы из письменных букв. 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Цель: выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Инструкция. Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
ТЕСТ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина)
Цель: предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Материал: Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом•
четырьмя точками Простой карандаш
Инструкция: Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)
ТЕСТ «ЗВУКОВЫЕ ПРЯТКИ» (по методике "Звуковые прятки" Н. И. Гуткиной)
Цель: исследование фонематического слуха.
Процедура проведения методики : Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в "прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. На каждый звук дается по три слова, которые содержат искомый звук. Слова должны быть знакомыми ребенку и недлинными. Желательно, чтобы звуки повторялись в слове только один раз. Предлагается поочередно искать звуки: "о", "а", "ш", "с".
ТЕСТ «СТАНДАРТНАЯ БЕСЕДА НЕЖНОВОЙ»
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
ТЕСТ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (модификация метода Пьерона - Рузера)
Цель: изучение концентрации и устойчивости внимания. Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»
Цель: исследование самооценки ребенка.
Материал: рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Процедура проведения: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке. При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит, и кто – на самую нижнюю ступеньку.
АНКЕТА "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Диагностическая анкета разработана на определение УРКС (уровня развития коммуникативных способностей ребенка). Заполняется на основании наблюдения за деятельностью ребенка во время пребывания в ДОУ. Заполняется воспитателем или педагогом-психологом.
В ходе диагностики заполняется индивидуальный протокол, в конце заполняется сводная таблица результатов диагностики готовности к обучению в школе детей группы.
Затем даются рекомендации для педагогов и родителей.