Папки-передвижки

Рекомендации для педагогов «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

Фатима
Рекомендации для педагогов «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Кумыкова Фатима Хасанбиевна

Организация: СПДО МКОУ «СОШ№1» «Детский сад «НУР»

Населенный пункт: Кабардино-Балкарская Республика, Лескенский район, с. п. Аргудан.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Публикация «Рекомендации для педагогов „Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте“» размещена в разделах

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский.

Рекомендации для педагогов.

В условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО приобретает новую актуальность понятие «преемственность», которое включает в себя стыковку программ, реализацию единого стиля обращения с ребенком и представление о жизни детей как некоем социально-психологическом целом. Обозначая проблему преемственности, можно отметить, что чаще всего она возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы, и в первую очередь связана с нарушением преемственных связей (это касается целей, содержания, методов обучения и воспитания). Изменения требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного возраста также усугубляют проблему. Все это значительно осложняет процесс адаптации детей к обучению в начальной школе, следовательно, затрудняет и осуществление идей непрерывного образования. Рассмотрим процесс преемственности с двух сторон: дошкольная ступень образования сохраняет самоценность дошкольного периода детства, здесь формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения; начальная школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а организует педагогическую практику, развивая накопленный ребенком потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реально готовить детей к обучению грамоте в условиях детского сада. Направления работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

Содержание работы по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе :

— продолжать изучение звукового анализа слова;

обучать вычленять и обозначать словесное ударение;

— расширять знания по анализу и синтезу предложений разной конструкции; — изучать все буквы русского алфавита;

— усваивать некоторые правила орфографии. Ведущие задачи занятий:

— формировать устную речь детей;

— обогащать их словарный запас;

— развивать коммуникативные способности на основе общения.

Словарная работа. Средства языковой выразительности

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста пред полагает освоение новых (переносных) значений известных слов. Реализация этого направления начинается в старшей и активизируется в подготовительной к школе группах; оно включает в себя освоение средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Так, например, дети ранее уже использовали в речи такие слова, как ручка, ключ, крыло, коса, гребешок, теперь воспитатель показывает им, что каждым из этих слов можно обозначить несколько разных предметов: ручка у ребенка, ручка, которой пишут, ручка у двери; ключ, которым открывают замок, гаечный ключ, ключ в значении «родник»; крыло у птицы, у самолета, у машины; гребешок у петуха и гребешок как расческа.

Словообразование. Грамматические формы и конструкции.

В подготовительной к школе группе задачи из области морфологии, словообразования и синтаксиса направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкция ми, на формирование языковых обобщений. В этой области мы уделяем внимание правильному употреблению «трудных» глаголов (одеть — надеть, при этом нужно делать акцент на словах-антонимах: одеть — раздеть, а надеть — снять; усложняем задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал — перебежал, забежал; веселый — веселился, грустный — грустно). В образовании новых существительных раз бираем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник, огород — огородник) или на предмет (чай — чайник, скворец — скворечник). Закрепляем умение образовывать в самых разных случаях названия детенышей животных (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок) и названия предметов (сахарница, но солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний, веснушки).

Методы организации процесса обучения

На занятиях по подготовке к обучению грамоте воспитатель обогащает лексику детей, используя различные словесные игры и лексические упражнения, практически знакомя их с омонимами, антонимами, многозначностью слова.

В игровых ситуациях составляются «кустики» слов — дети подбирают родственные слова;

-они продолжают учиться членить на слова предложения:

-определять количество слов, называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять;

-составлять новые предложения.

Основные методические приемы в подготовительной к школе группе остаются такими же, что и в старшей — составление предложений с использованием «живой модели» и графическое изображение предложения на доске или бумаге. Это помогает наглядно раскрыть словесное строение предложения, дает возможность создать ориентировку в речевой действительности.

Ознакомление с буквами русского алфавита

В подготовительной к школе группе ставится задача — в течение года познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы. Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, от несение их к группе гласных или согласных завершается освоением соответствующих образов — букв. Буквы демонстрируют детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой, черного цвета — печатным шрифтом. Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Ребенка нужно научить узнавать букву: целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами.

Умение узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений старшего дошкольника, готовящих его к чтению. Особое внимание мы уделяем умению детей соотносить букву (ее графический образ) с соответствующим звуком (звуками). Как народные песни или сказки «кочуют» игры и упражнения с буквами из одной педагогической системы в другую, от одного педагога к другому, — точное их происхождение уже трудно установить, но все они прошли проверку практикой и могут пригодиться педагогу. Например, буквы можно выкладывать на столе (на полу, на земле) из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, сухих макаронных изделий, «рисовать» горсткой песка или крупы. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории: кто мог бы пользоваться такими знаками.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка ребенка к школе» Если родители шестилетнего ребенка спросят, когда же начинать его подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А. С. Макаренко, скажут:.

Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжахМетодические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляцииРекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции. Уважаемые родители! Наступило лето, но мы продолжаем находиться на.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»
Опубликовано: 7 марта 2023 в 22:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для педагогов «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Фатима (УИ 3162154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД