Наталия Смирнова
Станции Московского Метрополитена, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне
▼ Скачать + Заказать документы
Станции Московского Метрополитена, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне
Методический материал для педагогов
Вступление. Продолжаем наше подземное путешествие по Московскому Метрополитену.
Сегодня я расскажу о станциях метро названия и оформления которых посвящены Победе в Великой Отечественной Войне.
Публикация «Станции Московского Метрополитена, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне» размещена в разделах
Сначала я хотела предоставить материал «дозировано»- только для детей (меня, бывает, упрекают коллеги, что уж больно много фактов я даю- дети, мол, не осилят, но потом решила все же рассказать все, что знаю сама. А уж педагоги сами решат, о чем рассказать детям. В презентации, безусловно, я постаралась предоставить материал попроще (но кому интересно- сверяйте презентацию с полным текстом).
В этой публикации я буду рассказывать не о всех станциях, о более современных мы поговорим как-нибудь в другой раз. Все станции, кроме «Партизанской», находятся на кольцевой линии метрополитена.
Станции Московского Метрополитена, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне.
После окончания Великой Отечественной Войны тема Победы не могла не появиться в оформлении новых станций метро. В это время строили 4-ю очередь станций – Кольцевую линию.
Станция «Октябрьская»- кольцевая задумывалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне. Наземный вестибюль станции представляет собою грандиозную триумфальную арку, украшенную снаружи барельефными фигурами мужчин и женщин в развевающихся плащах, с фанфарами в руках (скульптор облачил их в форму Советской армии военной поры).
«Триумфальная арка» была доминантой Калужской (позднее Октябрьской) площади. Позднее здание вестибюля встроили в новое здание института.
Подземный зал станции больше всего напоминает храм в духе раннехристианских базилик, в котором ряды победных факелов ведут к апсиде с предполагаемым алтарем.
Вентиляционные решетки оформлены лавровыми венками. В конце зала располагается пустая апсида, закрытая торжественной ампирной оградой. Ярко освещенная стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды должны создавать иллюзию солнечного дня (как будто мы не находимся на глубине 30 м под землей).
Еще одна станция, посвященная Победе, — «Курская»-кольцевая. В основном это проявляется в оформлении наземного вестибюля станции. Наземный павильон представляет собой торжественное строение (тоже типа «триумфальной арки») с четырёхколонным портиком, арочными проёмами и орнаментированным фризом на фасаде. На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949». Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала.
Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы. Аванзал украшен светильниками с красными пятиконечными звездами.
За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. Над колоннами стоят статуи девушек с автоматами и венками.
Отступление для взрослыхНа этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.
После XXII-го съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского, а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.
При капитальном ремонте вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».
Ряд общественных деятелей и организаций, заявивших, что подобные цитаты оскорбляют память жертв политических репрессий, потребовали демонтировать восстановленные слова гимна. В настоящее время было решено полностью восстановить второй куплет. Главный столичный архитектор А. В. Кузьмин 23 октября 2009 года провёл пресс-конференцию по поводу реставрации Курской, где сказал, что реставрация должна выполняться в точности по оригиналу.
Центральный зал станции напоминает древнеримской зал базиликального типа.
Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором. Люстры по оформлению перекликаются с древнеримскими люстрами-светильниками, напоминающими снизу солнце. Авторы проекта станции архитекторы Г. А. Захаров и З. С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии.
Станция «Таганская»-кольцевая прославляет советских воинов. По архитектурному оформлению она тяготеет с средневековому зодчеству: пересечения арок создают подобие крестовых сводов, опирающихся на пилоны.
В «распалубках» сводов расположены майоликовые панно, в центре которых – медальоны с профильными изображениями воинов СА и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликом «свитке» написано: «Слава героям — [род войск]!».
Среди родов войск моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью — изображение соответствующего оружия и боевых сцен. Вокруг главного медальона размещаются малые с изображениями героев истории России. По фону идёт рельефный майоликовый орнамент «травами». Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды. Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых — белый.
Станционные залы освещаются оригинальными люстрами работы А. И. Дамского, висящими по оси сводов в центрах ромбических кессонов. Они многорожковые, с витыми деталями и синими стеклянными вазами снизу. Автор вспоминал, что стремился к стилистическому единству люстр с интерьером. Цветовое решение люстр перекликается с оформлением пилонов.
Отступление для взрослыхВ южном торце, где ныне находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию, ранее располагалась скульптурная композиция, изображавшая И. В. Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади. Под ней были расположены четыре мраморные таблички с изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы (эти города Сталин назвал героями в своём приказе от 1 мая 1945 года).
Композиция была заменена на панно с портретом В. И. Ленина и гербами республик СССР, однако и это панно было убрано в связи с постройкой перехода.
Промежуточный эскалаторный зал имеет сферический купол с кессонированной поверхностью. По мере приближения к вершине кессоны уменьшаются, что визуально придаёт куполу дополнительную высоту. В вершине купола находится панно «Салют Победы» работы А. К. Ширяевой.
На нём изображено небо Москвы в ночь победных салютов и реющее красное знамя.
«Комсомольская»-кольцевая Оформление ее интерьеров напрямую связано с темой триумфа советского народа в ВОВ. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения.
Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина.»
Отступление для взрослыхЭто высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал. Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага.
Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени», были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.
Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.
Партизанская» (до1947— «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», с 1947 до 1963года — «Измайловская», с 1963 до 2005 года — «Измайловский парк»)Оформление станционного зала посвящено тему партизанского движения. Колонныи верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППСна ветке. Путевые стены также украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, в которых располагались большие круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней.
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (в центре Павел Елисеевич Кривоносов, справа Тося Петрова) (скульптор М. Г. Манизер). Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью. Наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение с фасадом, украшенным глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.
Заключение С конца 50х гг. большинство станций метро строились по типовым проектам и оформлялись довольно скромно. Оформление некоторых из них также посвящено теме ВОВ.
Фотография в тексте сделана мной лично и уже использовалась в моих публикациях.