Боровик Валентина
Протокол районного методического объединения воспитателей по теме «Развитие познавательных интересов и речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Протокол районного методического объединения для воспитателей п. г. т. Красная Гора Брянской области от 6.02.2019 года.
Присутствовало: 11
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами продолжим работу нашего РМО. Работать мы будем по теме развитие познавательных интересов и речевое развитие детей в разновозрастной группе детского сада.
Публикация «Протокол районного методического объединения воспитателей по теме „Развитие познавательных интересов и речевое развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Прошедшее МО проходило в детском саду «Гуси – лебеди» д. Летяхи. Мы работали по теме развитие познавательных интересов у детей через ознакомление с явлениями природы. Практическую часть нам охотно показала Привалова Т. В. Она также рассказала о своей работе, о системе своей работы. Поделилась опытом своей работы по теме «Экологическое воспитание в детском саду» (разновозрастная группа). Темой прошедшего РМО была работа по ознакомлению детей с явлениями природы.
Повестка дня.
1. Вступительное слово руководителя РМО Боровик В. М. на тему «Особенности речевого развития детей разновозрастной группы».
2. Практическая часть. Просмотр занятия. Воспитатель Кожемяко В. М.
3. Анализ. Самоанализ. Обмен опытом.
4. Обмен опытом :
Воспитатель Тринколенко С. В. «Речевое развитие детей в возрастной группе».
Выступление на тему «Развитие младших дошкольников средствами дидактических игр». Воспитатель Плиско В.
5. О разном.
6. Утверждение проекта решения РМО. Принятие решения.
7. Выступление методиста РОО Глушаковой Е. И.
Как мы уже говорили в детском саду ребенок получает знания, умения, приобретает навыки, широкий опыт эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие в детском саду занимает большое место. Это связная речь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, активизация словаря. По речевому развитию можно говорить об уровне всестороннего развития ребенка.
Мы, педагоги, должны строить свою работу с учетом важности непосредственно воспринимаемого с простым речевым опытом ребенка. С детьми следует говорить по самым разнообразным повадам. Необходимо научить детей сосредоточенно наблюдать, изучать окружающее и выражать свои познания в речевом общении. Говорить правильно, внятно о предметах, явлениях.
Детской речью интересовались с древнейших времен- древнегреческий оратор Квинтелиона. Прекрасная сама по себе детская речь имеет кроме того научную ценность, так как исследуя ее, мы тем самым исследуем, открываем причудливые закономерности детского мышления.
Кто по вашему мнению из всех профессий в совершенстве должен владеть
языком? У кого самый большой языковой авторитет? Ну, конечно же, воспитатель, так как речь воспитателя является образцом детской речи.
И поэтому любой детский сад требует наличия профессиональных кадров. Работа в разновозрастных группах требует от воспитателя очень большого мастерства. И строится на основе программ, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста с учетом научно диалектико – материалистической теории.
Сложность при организации работы в таких группах еще в том, что надо учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки. В разновозрастной группе общение и взаимодействие обеспечивает эффект социального развития.
Важно. Чтобы дети не только учились сами, но и передавали свой игровой и учебный опыт малышам, вовлекали их в свои дела, игры, заботились о них, умели самоорганизовываться и организовыватьдругих.
Важно, что дети с раннего возраста учатся считаться друг с другом, приходить на помощь, понимать других.
Свобода, самостоятельность, совместная работа – вот три принципа построения работы в разновозрастных группах.
Занятия по речевому развитию, методика их проведения в целом традиционна. Она осуществляется по трем типам занятий:
- общегрупповое (фронтальное)
- групповые (подгруппы по возрасту)
- индивидуальные.
Наибольшую сложность для воспитателя представляет не только планирование, но и проведений общегрупповых занятий, так как содержание, методы, приемы, дидактический материал необходимо готовить для каждой возрастной подгруппы.
Варианты проведения фронтальных занятий:
- сначала занимается одна подгруппа и решаются специфический для данного возраста задачи, затем включается другая подгруппа и решаются общие задачи для всех детей.
- игра- занимаются все дети, затем младшие уходят, старшие продолжают заниматься.
Например: рассказ по картине.
Задача для детей 4 лет- формировать умение составлять рассказ из 2-3 предложений.
Задача 4-6 лет- формировать умение составлять развернутый рассказ при описании указывать место и время действия, использовать различные типы предложений, продолжать учить выделять звуки в словах.
На таких занятиях практикуется дифференцированная постановка заданий: старшие говорят- младшие слушают, младшие отгадывают загадки, старшие придумывают загадки.
По эффективности и результативности проведение таких занятий имеет свои отрицательные и положительные моменты.
- отрицательные: затрудняется решение речевых задач, которые являются конкретными для каждого возраста. Младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых заданий, а все задачи за них решают старшие.
- педагог вынужден снижать верхний предел заданий, делать доступным для малышей.
- положительные: особенно важным является принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога. Но важно, чтобы старшие дети владели учебным содержанием, который будут передавать малышам.
- важно использовать и такую форму организации при которой дети объединяются в пары. Совместная деятельность формирует новые формы и функции речи.
2. Просмотр практической части. Занятие в разновозрастной группе на тему «Волшебные снежинки» воспитатель Кожемяко В. М.
3. Самоанаиз занятия. В. М. Кожемяко сообщила задачи : закреплять знания об основных признаках зимы, упражнение в согласовании существительных и при лагательных, роде, числе. Активизировать словарь детей, подбор однокоренных слов, развитие речевого слуха.
В. М. Кожемяко рассказала, я запланировала задачи в соответствии с возрастом детей, материал подобран для двух подгрупп. В процессе занятия соблюдала смену видов. Продумала этапы организации детей в разновозрастной группе.
Затем выступила Тринколенко С. В. Она поделилась опытом своей работы по теме «Развитие связной речи дошкольников».
Сообщение на тему «Развитие младших дошкольников средствами дидактических игр» сделала Плиско В. П.
Е. И. Глушакова рассказала о изменении в работе ассоциации педагогических работников.
Проект решение РМО.
1. Совершенствовать навыки по развитию речи детей, используя разнообразные методы и приемы, современные технологии.
2. Не перегружать детей объемом программных задач.
3. Больше времени представлять свободному высказыванию детей.
4. Как можно больше в своей работе использовать современные технологии. Говорить с детьми по любому поваду.
Проект решения было решено принять за основу.
Срок – постоянно
Ответственные – воспитатели.