Наталья Волкова
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Волшебный завиток» рассчитана на 1 год с детьми старшей группы детского сада (5-6 лет). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся еженедельно с сентября по май (и в летний период в свободной деятельности).
Принципы, лежащие в основе программы :
- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка);
Публикация «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы „Волшебный завиток“» размещена в разделах
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работах).
Способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
- игры, участие в конкурсах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы :
- составление альбомов лучших работ;
- участие детей в конкурсах (районного, областного уровня);
- проведение выставок детских работ в детском саду.
Характеристика процесса обучения:
Форма проведения – занятия. В зависимости от поставленных задач, на занятии используются разнообразные методы : (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения).
Занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового
материала, информация познавательного характера о квиллинге, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, обработку бумаги и оформление поделок.
Методы проведения занятий : словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Практически на каждом занятии используется дополнительный материал : стихи, загадки, потешки, пальчиковая гимнастика. Использование наглядных образцов, пособий, повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения. В процессе работы детям постоянно напоминается о соблюдении правил техники безопасности (приложение 5).
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной
композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:
систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ, а также совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.
Тип программы :
Программа «Волшебный завиток» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности.
Этапы работы по программе «Волшебный завиток» :
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Работа с родителями предусматривает: анкетирование, родительские встречи, беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, мастер-классы. Для наглядности используются: папки-раскладушки, информационные стенды.
Материально - техническое обеспечение программы
1. Оборудование и инструменты:
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- клей ПВА;
- зубочистки;
-ножницы;
- карандаши простые;
-линейка;
-кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка;
-образцы композиций;
- полоски цветной бумаги (различной ширины и длины);
- цветная бумага, разной фактуры;
- инструмент для «квиллинга» с раздвоенным кончиком;
- линейка – трафарет с кругами;
2. Способы работы с бумагой:
- отрезание;
- накручивание;
- сгибание;
- наклеивание;
- изготовление открыток и композиций;
Правила безопасности
1. Соблюдать осторожность при работе с ножницами:
- не подносить ко рту,
- не брать в рот,
- не отводить ножницы в стороны,
- передавать ножницы друг другу, держа их за острые концы.
2. Не брать острые предметы, зубочистки в рот.
3. При накручивании полоски бумаги на карандаш или зубочистку не отводить их в сторону соседа.
4. Все острые предметы после работы сразу убирать на место.
5. Не брать клей в рот.
6. Не вытирать руки об себя.
7. Не шуметь, не мешать друг другу.
Литература для педагогов
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 9, ст. 14, п. 5
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
3. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года
4. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Письмо МО РФ от 11 декабря 2006г. № 06-1844.
5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009г.)
6. Сан Пин 2.4.1.1249-03.
7. Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». - М: - «Просвещение», 2011 г.
8. Букина С., Букин М. «Волшебство бумажных завитков», - «Феникс» 2011.
9. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». - М: - «Просвещение», 2002.
10. Джейн Дженкинс «Трехмерный квиллинг», - М: - «Контент», 2010.
11. Давыдова Г. Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
12. Докучаева Н. И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
13. Зайцева А. «Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель» - М: Эксмо, 2013 г.
14. Кузнецова О. С., Мудрак Т. С. «Мастерилка. Я строю бумажный город». Мир книги «Карапуз», 2009 г.
15. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Про-свещение. 1991г.
16. Новикова И. В. «Квилинг. Бумажные поделки в детском саду», «Академия детства», 2012 г.
17. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3». Москва 2008г.
18. Табунидзе Л. В. «Волшебная филигрань». М. : АРКТИ, 2008г.
19. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». – М: - «Университет», 2000
20. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.
Литература для детей и родителей
1. Давыдова Г. Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Докучаева Н. И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант», «Валерии СПб», 1997 г.
3. Зайцева А. «Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель».
М: - Эксмо, 2013 г.
4. Кузнецова О. С., Мудрак Т. С. «Мастерилка. Я строю бумажный город». Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3». Москва, 2008г.
6. Табунидзе Л. В. «Волшебная филигрань». М. : АРКТИ, 2008г.
7. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». – М: - «Университет», 2006 г.
8. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги», ООО ТД «Издательство Мир книги, 2009г.
Интернет-ресурсы:
https://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в ЖЖ
https://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
https://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения на Фликре