Ирина Балахонова
Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без специальной логопедической помощи. К таким детям относятся дети с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Публикация «Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедия. Работа логопеда
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) остается актуальной в логопедической практике. Согласно исследованиям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко и других авторов, ОНР характеризуется системным нарушением всех компонентов речевой системы, включая фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи Это обуславливает необходимость комплексного и систематического подхода к коррекции звукопроизношения, который должен быть обеспечен соответствующей методической базой.
Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от грамотно подобранного методического обеспечения, учитывающего особенности развития речи у детей с ОНР и индивидуальные потребности каждого ребенка.
Целью данной статьи является рассмотрение основных аспектов методического обеспечения работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР.
Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения должно основываться на следующих принципах:
1. Системность и последовательность: коррекционная работа должна строиться поэтапно, от простого к сложному, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
2. Комплексный подход: коррекция звукопроизношения должна сочетаться с развитием фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общей и мелкой моторики.
3. Индивидуальный подход: методическое обеспечение должно учитывать индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, его темп усвоения материала и мотивацию к обучению.
4. Игровой метод : использование игровых приемов и дидактических игр повышает мотивацию детей к занятиям и делает процесс обучения более эффективным.
5. Наглядность: широкое использование наглядных пособий (картинок, игрушек, дидактических игр) способствует лучшему пониманию и усвоению материала.
6. Позитивная мотивация: создание атмосферы доверия и поддержки, поощрение успехов ребенка, формирование у него позитивного отношения к коррекционному процессу. Целью данной статьи является рассмотрение основных аспектов методического обеспечения работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР.
В работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ОНР применяются различные методы и приемы :
1. Артикуляционная гимнастика: развитие подвижности и координации органов артикуляции. Комплексы артикуляционной гимнастики (например, по А. Н. Воробьевой, Т. А. Ткаченко).
Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. Развитие силы, подвижности и точности движений органов речи (губ, языка, щек, мягкого неба).
2. Дыхательная гимнастика:
Цель: Развитие правильного речевого дыхания, необходимого для четкого и плавного произношения. Увеличение объема легких, формирование длительного выдоха.
Примеры упражнений: "Ветерок" (сдувание ватки или бумаги со стола, "Шарик" (надувание щек и медленный выдох, "Свеча" (задувание воображаемой свечи)
3. Фонетическая ритмика:
Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха (способности различать звуки речи, чувства ритма.
Примеры упражнений:
1) Прослушивание и различение неречевых звуков (шум воды, звон колокольчика, шуршание бумаги).
2) Узнавание звуков животных и предметов.
3) Выделение звука из ряда слогов, слова.
4) Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
5) Различение твердых и мягких согласных, звонких и глухих.
6) Прохлопывание или протоптывание ритмического рисунка слов и фраз.
4. Постановка звуков :
Цель: Формирование правильного артикуляционного уклада звука.
Методы :
1) По подражанию: Ребенок повторяет за логопедом артикуляционные движения и звук.
2) Механический способ: С использованием зондов или шпателей логопед помогает ребенку принять нужную артикуляционную позу.
3) От опорного звука : Постановка звука от уже правильно произносимого. Например, звук "С" можно поставить от звука "И".
5. Автоматизация звуков :
Цель: Закрепление правильного произношения звука в слогах, словах, фразах и в самостоятельной речи.
Приемы:
1) Повторение слогов с новым звуком (прямых, обратных, со стечением согласных).
2) Произнесение слов с новым звуком (в начале, середине, конце слова).
3) Составление предложений и рассказов с использованием слов с автоматизируемым звуком.
4) Использование игр и наглядного материала (картинки, игрушки).
5) Чтение стихов и скороговорок.
6. Дифференциация звуков :
Цель: Различение смешиваемых звуков на слух и в произношении.
7. Развитие лексико-грамматического строя речи:
Цель: Обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Это необходимо, потому что ОНР часто затрагивает не только звукопроизношение, но и другие аспекты речи.
Приемы:
1) Игры на классификацию предметов.
2) Составление предложений по картинкам.
3) Упражнения на согласование слов в роде, числе и падеже.
4) Пересказ текстов.
5) Обучение словообразованию и словоизменению.
8. Логопедический массаж :
Цель: Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (снятие гипертонуса или гипотонуса). Улучшение кровообращения и иннервации.
Методы : Ручной массаж, зондовый массаж.
При выборе методов и приемов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и структуру речевого дефекта. Важно использовать комплексный подход, сочетая различные методы и приемы.
Организация предметно-развивающей среды так же имеет важное значение.
Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать речевую активность ребенка и способствовать успешной коррекции звукопроизношения. Необходимо наличие:
Картотеки артикуляционных упражнений: подбор упражнений с учетом возраста и уровня развития ребенка.
Набор картинок с изображением предметов : для автоматизации и дифференциации звуков.
Лото, домино, пазлы: игровые задания для развития фонематического слуха и автоматизации звуков.
Дидактические игры: на развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.
Фланелеграф и фигурки: для наглядного представления звуков и слов.
Игровые пособия: разнообразные игрушки, куклы, пальчиковые театры, способствующие созданию игровой атмосферы на занятиях.
Компьютерные программы и приложения: интерактивные игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков.
Все материалы должны быть доступны для ребенка и соответствовать его возрасту и уровню развития.
Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР является сложной и многогранной задачей. Для успешной коррекции необходимо использовать комплексный подход, включающий всестороннюю диагностику, планирование, подбор эффективных методов и приемов, организацию предметно-развивающей среды, а также тесное взаимодействие логопеда с родителями и другими специалистами. Постоянное повышение квалификации, изучение новых методик и технологий позволит логопеду эффективно помогать детям с ОНР преодолевать речевые трудности и успешно интегрироваться в общество.