Приложение МААМ

Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР

Ирина Балахонова
Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без специальной логопедической помощи. К таким детям относятся дети с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Публикация «Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) остается актуальной в логопедической практике. Согласно исследованиям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко и других авторов, ОНР характеризуется системным нарушением всех компонентов речевой системы, включая фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи Это обуславливает необходимость комплексного и систематического подхода к коррекции звукопроизношения, который должен быть обеспечен соответствующей методической базой.

Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от грамотно подобранного методического обеспечения, учитывающего особенности развития речи у детей с ОНР и индивидуальные потребности каждого ребенка.

Целью данной статьи является рассмотрение основных аспектов методического обеспечения работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР.

Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения должно основываться на следующих принципах:

1. Системность и последовательность: коррекционная работа должна строиться поэтапно, от простого к сложному, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

2. Комплексный подход: коррекция звукопроизношения должна сочетаться с развитием фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общей и мелкой моторики.

3. Индивидуальный подход: методическое обеспечение должно учитывать индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, его темп усвоения материала и мотивацию к обучению.

4. Игровой метод : использование игровых приемов и дидактических игр повышает мотивацию детей к занятиям и делает процесс обучения более эффективным.

5. Наглядность: широкое использование наглядных пособий (картинок, игрушек, дидактических игр) способствует лучшему пониманию и усвоению материала.

6. Позитивная мотивация: создание атмосферы доверия и поддержки, поощрение успехов ребенка, формирование у него позитивного отношения к коррекционному процессу. Целью данной статьи является рассмотрение основных аспектов методического обеспечения работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР.

В работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ОНР применяются различные методы и приемы :

1. Артикуляционная гимнастика: развитие подвижности и координации органов артикуляции. Комплексы артикуляционной гимнастики (например, по А. Н. Воробьевой, Т. А. Ткаченко).

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. Развитие силы, подвижности и точности движений органов речи (губ, языка, щек, мягкого неба).

2. Дыхательная гимнастика:

Цель: Развитие правильного речевого дыхания, необходимого для четкого и плавного произношения. Увеличение объема легких, формирование длительного выдоха.

Примеры упражнений: "Ветерок" (сдувание ватки или бумаги со стола, "Шарик" (надувание щек и медленный выдох, "Свеча" (задувание воображаемой свечи)

3. Фонетическая ритмика:

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха (способности различать звуки речи, чувства ритма.

Примеры упражнений:

1) Прослушивание и различение неречевых звуков (шум воды, звон колокольчика, шуршание бумаги).

2) Узнавание звуков животных и предметов.

3) Выделение звука из ряда слогов, слова.

4) Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

5) Различение твердых и мягких согласных, звонких и глухих.

6) Прохлопывание или протоптывание ритмического рисунка слов и фраз.

4. Постановка звуков :

Цель: Формирование правильного артикуляционного уклада звука.

Методы :

1) По подражанию: Ребенок повторяет за логопедом артикуляционные движения и звук.

2) Механический способ: С использованием зондов или шпателей логопед помогает ребенку принять нужную артикуляционную позу.

3) От опорного звука : Постановка звука от уже правильно произносимого. Например, звук "С" можно поставить от звука "И".

5. Автоматизация звуков :

Цель: Закрепление правильного произношения звука в слогах, словах, фразах и в самостоятельной речи.

Приемы:

1) Повторение слогов с новым звуком (прямых, обратных, со стечением согласных).

2) Произнесение слов с новым звуком (в начале, середине, конце слова).

3) Составление предложений и рассказов с использованием слов с автоматизируемым звуком.

4) Использование игр и наглядного материала (картинки, игрушки).

5) Чтение стихов и скороговорок.

6. Дифференциация звуков :

Цель: Различение смешиваемых звуков на слух и в произношении.

7. Развитие лексико-грамматического строя речи:

Цель: Обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Это необходимо, потому что ОНР часто затрагивает не только звукопроизношение, но и другие аспекты речи.

Приемы:

1) Игры на классификацию предметов.

2) Составление предложений по картинкам.

3) Упражнения на согласование слов в роде, числе и падеже.

4) Пересказ текстов.

5) Обучение словообразованию и словоизменению.

8. Логопедический массаж :

Цель: Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (снятие гипертонуса или гипотонуса). Улучшение кровообращения и иннервации.

Методы : Ручной массаж, зондовый массаж.

При выборе методов и приемов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и структуру речевого дефекта. Важно использовать комплексный подход, сочетая различные методы и приемы.

Организация предметно-развивающей среды так же имеет важное значение.

Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать речевую активность ребенка и способствовать успешной коррекции звукопроизношения. Необходимо наличие:

Картотеки артикуляционных упражнений: подбор упражнений с учетом возраста и уровня развития ребенка.

Набор картинок с изображением предметов : для автоматизации и дифференциации звуков.

Лото, домино, пазлы: игровые задания для развития фонематического слуха и автоматизации звуков.

Дидактические игры: на развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

Фланелеграф и фигурки: для наглядного представления звуков и слов.

Игровые пособия: разнообразные игрушки, куклы, пальчиковые театры, способствующие созданию игровой атмосферы на занятиях.

Компьютерные программы и приложения: интерактивные игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков.

Все материалы должны быть доступны для ребенка и соответствовать его возрасту и уровню развития.

Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР является сложной и многогранной задачей. Для успешной коррекции необходимо использовать комплексный подход, включающий всестороннюю диагностику, планирование, подбор эффективных методов и приемов, организацию предметно-развивающей среды, а также тесное взаимодействие логопеда с родителями и другими специалистами. Постоянное повышение квалификации, изучение новых методик и технологий позволит логопеду эффективно помогать детям с ОНР преодолевать речевые трудности и успешно интегрироваться в общество.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР
Опубликовано: 25 марта 2025 в 20:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое обеспечение работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения для дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Балахонова (УИ 267320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 апреля 2025 понедельник
Давайте обмениваться книгами!
На зарядку становись!
Лепим, рисуем и печем русские пряники!
Всемирный день творчества и инновационной деятельности
22 апреля 2025 вторник
Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД