Лучший педагог года

Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня» (10 фото)

Татьяна Колотилина
Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня»

Дидактическая кукла Таня

Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня»

Введение.

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.

Публикация «Методическое пособие „Дидактическая кукла Таня“» размещена в разделах

Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.

Основной принцип развивающих игр с куклой: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Психологическое воздействие игр: развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников.

Цель игры с куклой; два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами) (одеть куклу, раздеть и др.); воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).

Нашу дидактическую куклу зовут Таня. Кукла изготовлена из материала, соответствующего требованиям САНПИН: голова, ноги и руки – резиновые, туловище – матерчатое. Детали куклы – мягкие.

Одежда нашей куклы проста по крою; дети легко снимают и надевают её на куклу.

Гардероб куклы:

1. Нижнее бельё (трусики, майка);

2. Пижама;

3. Халатик;

4. Фартук;

5. Косынки;

6. Спортивная одежда (футболка, шорты, носки);

7. Брючный костюм (брюки, блузка);

8. Вязаное платье;

9. Вязаный сарафан и блузка;

10. Теплый вязаный костюм (брюки, кофта);

11. Обувь (туфли, разного цвета пинетки);

12. Головные уборы (шапка, шляпка, панама);

13. Различные сумочки;

А так же у куклы имеется матрац, подушка и постельное бельё (простынь, наволочка, пододеяльник, покрывало, накидка на подушку).

Фото «Дидактическая кукла Таня»

Перечень приложения к кукле:

1. Игровая ситуация «Модница».

2. Проблемная ситуация «Осторожно, сосульки!».

3. Дидактическая игра «Поможем кукле Тане закончить уборку».

4. Дидактическое упражнение «Кукла заболела».

5. Формы работы с дидактической куклой:

• дидактические игры;

• дидактические упражнения;

• игровые ситуации.

Образовательная область «Коммуникация»

Игровая ситуация «Модница»

Цель: развитие умения описывать предмет по схеме.

Задачи:

- ознакомить детей с элементами схемы описательного рассказа, помочь освоить чтение схемы;

- развивать умение устанавливать связи последовательности, отражая их в логике описательного рассказа;

- развивать самостоятельность ребёнка в речевой деятельности.

Материал: кукла Таня одета в вязаное платье, шляпку, пинетки и на плече сумочка, игровой персонаж – собака Филя; карточка-схема для составления рассказа.

Организация. Игровая ситуация создается в игровом уголке с участием подгруппы детей.

Конструирование ситуации.

Воспитатель предлагает детям пойти в игровой уголок. На диване сидят куклы. К детям приходит собака Филя. Филя восхищается куклами и говорит, что ему особенно понравилась одна из них. Воспитатель предлагает Филе рассказать о понравившейся кукле; Филя рассказывает о кукле, которая ему понравилась, но дети не понимают, о какой кукле говорит Филя. Филя просит детей научить его рассказывать про куклу. Воспитатель объясняет, как надо рассказывать про куклу. Чтобы было понятно, надо рассказывать по порядку и ничего не пропустить.

Методическое пособие - фото

В этом помогут волшебные картинки. Глядя на них, можно рассказать про любую куклу. Воспитатель с детьми рассматривают схемы: название игрушки, из каких частей состоит игрушка, об одежде, из чего сделана кукла, как можно с ней играть, за что я люблю игрушку.

Идет работа по карточкам-схемам. Так посредством обсуждения перед детьми постепенно выстраивается схема описательного рассказа о кукле. Филя понял как надо рассказывать о кукле, но забыл с чего нужно начинать. Воспитатель даёт образец описательного рассказа. Дети упражняются в составлении описательного рассказа по схеме, учат Филю рассказывать.

Образовательная область «Безопасность»

Проблемная ситуация «Осторожно сосульки»

Цель: развивать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице в зимний период года.

Задачи:

- дать детям знания о сосульках и об опасности, которую они могут представлять;

- формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение.

Материал: кукла Таня одета в теплый костюм, шапочку; домик с «сосульками» из картона, домик пряничный с «сосульками», газета «Осторожно сосульки».

Организация. Дети сидят на ковре, участвует подгруппа детей.

Конструирование ситуации.

В гости к детям приходит кукла Таня. Воспитатель загадывает загадку о сосульке и просит куклу Таню рассказать о том, что она знает о сосульках: как они появляются и почему мама не разрешает брать в рот сосульки. Таня вспоминает, что на её доме тоже есть сосульки. Дети рассматривают домик с сосульками и газету «Осторожно сосульки». Проводится опрос-беседа, в ходе которой дети делают выводы и просят Таню запомнить правила:

- нельзя сосать и есть сосульки;

- нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки;

- нельзя подходить и трогать свисающие сосульки.

Фото №1 Дидактические игры Дидактическая кукла Таня

Воспитатель приносит пряничный домик с «сосульками», который испекла родительница. Дети, рассматривая пряничный домик, замечают, что есть и вкусные сосульки. Они живут на пряничных домиках.

Образовательная область «Труд»

Дидактическая игра «Поможем Тане закончить уборку»

Цель: способствовать интеграции игры и труда, включению детьми освоенных хозяйственно-бытовых процессов в игровой сюжет.

Задачи:

- формирование системных знаний о предметном мире и труде взрослых;

- обучение целостным трудовым процессам.

Материал: кукла Таня в халатике, фартуке и косынке; предметы и оборудование, позволяющие детям вымыть игрушечную посуду, вытереть пыль.

Организация. Игра проходит в игровом уголке с подгруппой детей. Созданы условия для детских игр по методу игра-труд.

Ход игры.

Придя утром в группу, дети обнаруживают, что кукла Таня начала, но не закончила уборку, оставила грязную посуду. Воспитатель побуждает детей к игре, обговаривает развитие сюжета. В ходе игры распределяются трудовые процессы: кто-то моет посуду, кто-то её вытирает, кто-то вытирает пыль.

Результат: дети помогли убраться кукле Тане.

Фото №2 Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей

Образовательная область «Здоровье»

Дидактическое упражнение «Кукла заболела»

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.

Задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции и правильно на них реагировать;

- воспитывать желание помогать, находить разные способы проявления заботы и оказания помощи.

Материал: кукла Таня одета в пижаму, кроватка, постельное бельё, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.

Организация. Игровая ситуация создается в игровом уголке с участием подгруппы детей.

Конструирование ситуации.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла сидит очень грустная и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача, он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ей необходим постельный режим». Дети застилают чистую постель, одевают на куклу пижаму и укладывают её в постель. Врач несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за «выздоравливающей»: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком.

Фото №3 Куклы наше отражение

Формы работы с дидактической куклой

Дидактическую куклу используем в непосредственно-образовательной деятельности в различных образовательных областях, в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

Дидактические игры

«Научим Таню одеваться на прогулку»

Цель: воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде.

Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать вещи.

«Кукла Таня хочет спать»

Цель: познакомить с новой игровой цепочкой (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом); научить ласково обращаться с куклой.

«Как заботится о своей одежде»

Цель: уточнить и систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде.

«Кукла Таня у нас в гостях»

Цель: формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

«Умоем куклу Таню»

Цель: воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой; учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.

«Кукла Таня простудилась»

Цель: формировать навык пользования носовым платком.

Дидактические упражнения

«Болезнь куклы Тани»

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относится к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.

«Научим куклу Таню спускаться и подниматься по лестнице»

Цель: учить детей лазать по гимнастической лесенке одновременным способом, чередующим шагом.

«Я ищу детей, которые полюбили бы меня»

Цель: привлечь внимание детей к новой игрушке-кукле; учить рассказывать о том, как они будут с ней играть.

«Покажи на кукле и на себе»

Цель: обучать ориентировке в схеме собственного тела; называть части тела.

Игровые ситуации

«Путешествие с Таней в страну одежды»

Цель: помочь детям в освоении родового понятия «одежда» на основе осознания её назначения как существенного признака; раскрыть зависимость особенностей одежды человека от сезонных изменений и её назначения (домашняя, повседневная, праздничная); способствовать развитию связной речи, умению доказывать свои суждения; воспитывать желания одеваться со вкусом.

«День рожденья куклы Тани»

Цель: знакомить с правилами гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывать чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать подарки.

«Из какой ткани сделана одежда»

Цель: уточнить знание детей о разнообразии тканей.

Дидактическая игра

«Кукла Таня хочет спать»

Фото №4 В ней ребёнок реализует свой опыт воспроизводит действия людей которые его окружают

Дидактическая игра

«Научим куклу Таню спускаться и подниматься по лестнице»

Фото №5 Куклы имитируют взрослый мир подготавливая ребёнка к взрослым отношениям

Дидактическая игра

«Научим куклу Таню одеваться на прогулку»

Фото №6 Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка

Дидактическая игра

«Умоем куклу Таню»

Фото №7 Малыш ведёт с ней так как ему хочется заставляя её осуществлять свои мечты и желания
Публикации по теме:

Старой кукле — новый нарядСтарой кукле — новый наряд В нашем детском саду не так давно проходил смотр - конкурс "Старой кукле - новый наряд". Нашей задачей было обшить стареньких кукол, преобразить.

Занятие по развитию речи «Почему снег тает?» Цель: формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька); развивать тактильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня»
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 18:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД