МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Валерия Воеводина
Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ – это одна их форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД, то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Дети с реактивным типом ММД называют – гиперактивными.

Публикация «Консультация для педагогов „Синдром дефицита внимания и гиперактивности“» размещена в разделах

Выделяют три вида этого нарушения:

СДВГ с преобладанием дефицита внимания; (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны)

СДВГ с преобладанием гиперактивности; (при этом признаки невнимательности незначительны)

смешанный вариант. (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности)

Ребенок с СДВГ - какой он?

Невнимательный

- С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий

- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

- Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

- Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

- Легко отвлекается на посторонние стимулы

- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

Гиперактивный

- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, что-то теребит в руках и т. п.

- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д.

- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге

- Находится в постоянном движении

- Часто бывает болтливым

Импульсивный

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца

- Не может дождаться, пока его спросят и выкрикивает с места

- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы

Рекомендации педагогам ребенка с СДВГ

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.

— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, посадите такого ребенка ближе к себе, старайтесь держать его всегда «в поле зрения»;

— в течении дня как можно чаще устраивайте физкультминутки;

— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу;

— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: подготовиться к занятию, раздать тетради, раздать карандаши и т. д., давайте возможность ребенку делать что-то своими руками;

— спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т. п., не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.

— избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;

— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым областям знаний;

— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

— инструкции для ребенка с СДВГ должны быть доступными и понятными, что бы он мог удержать их в памяти и внимании, только одно-два действия;

— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

— когда ребенок отвлекся необходимо подойти к нему и, говоря задание, легко коснуться его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.

— если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально;

— учите доводить дело до конца «Правило одной игры», не начинаем новую игру, не убрав старую.

— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; — регулируйте его взаимоотношения с другими детьми. — объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

— придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.

Важно помнить о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Обведите кружком цифры напротив тех высказываний,

с которыми Вы согласны.

Мой ребёнок

Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится…. ….1

Спит намного меньше, чем другие дети…. 2

Очень говорлив…. …. 3

Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то…. …4

С трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах). …. …5

Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос,

не слушает ответа…6

Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых…. ….7

Не может спокойно дожидаться вознаграждения (Если, например, обещали

ему что - то купить…. …. 8

Часто не слышит, когда к нему обращаются…9

Легко отвлекается, когда ему читают книгу…. 10

Часто не доводит начатое дело (игру, задание…. 11

Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…. 12

Сделать заключение о наличии у ребенка диагноза СДВГ (гиперактивности) можно, если в течение полугода и в детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных.

Помните, диагноз СДВГ ставиться не раньше 5 - 6 летнего возраста, в основном в младших классах. Так что если ваш ребенок младше этого возраста - для него подобные проявления нормальны, и являются проявлением высокой двигательной активности.

Гимнастика для малышей (йоговская)

1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

4. «Будильник зазвонил: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

5. «Лепим личико» - проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

Упражнения и игры

1. Игры на разное действие для рук:

- барабаны

- одна рука гладит живот, вторая по голове (далее руки меняются)

- одна рука рисует, вторая

- пальцы делают разное (меняются)

2. Упражнение «Пружинка»

Помогает успокоить ребенка. Подходит всем: детям и взрослым.

Говорим ребенку «пружинка», ребенок очень сильно напрягается, далее выдыхает и расслабляется (повторять несколько раз).

3. Упражнение «Говори»

Развивает умение «тормозить».

Задаем ребенку вопрос, ответить ребенок должен не сразу, после условного сигнала, слова «говори».

Например: «Что желтое светит на небе?» … пауза… «Говори» … ребенок отвечает.

Постепенно паузы делаем дольше, далее включаем сложные цепочки.

Например: «Какого цвета морковь?» … пауза … «Твори» … пауза … «Говори»… ответ ребенка.

Когда ребенок будет с легкостью выполнять условия игры, слово «говори» можно заменить на жест (дотронуться до уха, хлопок и т. д.).

Важно! Играть обратно. Дети задают вопросы воспитателю.

Играть можно со всей группой.

4. «Расписание дня»

Развивает умение планировать, знание времени.

Завести часы, на которых будет отмечено в какое время дети «Всегда» кушают, «Всегда» играют. Важно выставить четкие правила для ребенка: нельзя ВСЕГДА, можно ВСЕГДА.

5. Учим плавному переключению внимания.

На прогулке: «Найдите сначала 10 желтых листьев, а потом 5 красных»

«Найдите 10 синих машин, а потом 4 красных»

Задания можно подготовить заранее и связать с тематикой недели. Подойдет для всей группы.

6. «Внимание-рисуй» для развития внимания и памяти

Показываем ребенку в течении нескольких секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, ребенок рисует его по памяти.

7. «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»

Развивает память и внимание.

Даем рассмотреть и потрогать ребенку игрушку, убираем и просим описать какая она была.

8. Для развития внимания и памяти

- «Корректурная проба»

- «Лабиринты»

- «Соедини по порядку»

9. «Незнайка»

Для преодоления застенчивости.

Ребенку предлагается играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задает воспитатель, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю.»

10. Преодоление застенчивости

- Ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, изобразить испуг.

- Ребенок изображает злого и голодного волка.

- Ребенок должен представить, как его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медленно раскусывает ее. Изображает удовольствие.

11. Нормализация мышечного тонуса.

- «Снеговик» ребенку предлагается представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Выходит солнышко и снеговик тает (повисает голова, опускаются плечи, расслабляются руки). В конце упражнения ребенок мягко падает на пол, расслабленный представляя что он лужица.

- «Лодочка» ребенок ложится на спину, вытягивает руки. Одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем аналогично лежа на животе.

12. Упражнения на пространственную ориентацию

- Ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо.

- «Найди клад» в группе спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т. д.»

- Ребенок берет в руки мяч, по команде перемещает его вверх, вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя. Кладет его на, за, под стол.

13. «Съедобное – несъедобное» развитие произвольности.

14. «Море волнуется» развитие произвольности.

15. «Летает - не летает» развитие произвольности.

Литература

1. Александрова Э. М., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 — М., 2001

2. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. - М. ,2016

3. Брязгунов ИЛ., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. — М., 2001

4. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М. ,2004.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тренировка внимания» Быть внимательным и сосредоточенным - один из главных навыков, которые пригодятся в школе. Ребенок может быть очень развит интеллектуально,.

Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания»Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
Опубликовано: 6 июня 2022 в 14:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД