Алла Колесник
Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкального отделения и всем интересующимся данной темой. Методическое пособие направлено на развитие речи у детей дошкольного возраста. В нём будут раскрыты вопросы о выявлении роли музыкального воспитания и о музыкальных приёмах в развитии речи дошкольников.
Публикация «Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оглавление
Введение. 5
Глава 1. Роль музыкального воспитания в развитии речи дошкольников
1.1. Речь дошкольников …. 6
1.2. Значение музыки в воспитании ребё нка-дошкольника. 8
1.3. Приёмы музыкального воспитания в развитии речи детей дошкольного возраста…. 14
Заключение…. 24
Список литературы…. 25
Введение
Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Культурно - досуговая деятельность представляет собой способ жизнедеятельности людей, состоящий в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на развитие его личности.
В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно как на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову, так и в свободное время. Все виды искусства как бы объединяет развлечение, которое дает возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. Вызывая радостные эмоции, развлечение одновременно закрепляет знание детей об окружающем мире, развивает речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.
Глава 1. Роль музыкального воспитания в развитии речи дошкольников
1.1. Речь дошкольников
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников.
Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. [3]
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей используются следующие средства речевого развития :
1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи и языку на занятиях.
4. Художественная литература.
5. Различные виды искусства.
Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах :
«Развитие связной речи»
«Развитие словаря»
«Освоение грамматически правильной речи»
«Освоение звуковой культуры речи»
«Подготовка к обучению грамоте»
Задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду».
На основе всего этого была разработана модель речевого развития детей.
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению. [9]
Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих.
Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек.
Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками, редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость.
Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников, рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.
1.2. Значение музыки в воспитании ребё нка-дошкольника
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. [4]
В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.
Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. [10]
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции. [10]
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий, двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.
Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах. [11]
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки, либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни. Также они позволяют добиваться выразительного исполнения. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. После каждого утренника, который является своеобразным отчетом о проделанной работе, на занятиях мы исполняем понравившиеся песни, а в конце года стараемся вспомнить все выученные произведения, что не потребовало огромных усилий от детей, например, в конце 2006-2007 гг. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных. [1]
При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.
Так органически входит музыка в самые различные моменты жизни детей, обогащая их новыми образами, новыми понятиями, новыми словами.
Музыкально-литературные композиции. Создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми.
Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.
Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: опера и И. Сац «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю. Чичкова.
Кукольный театр как вид искусства способствует творческому развитию личности дошкольника, и обогащению его словарного запаса. Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Дети делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. [17]
Кукольный спектакль находит яркое отражение в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие способности детей.
Праздник в детском саду - это также радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые.
Каждую программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, активно участвовать в общем веселье. Большое значение имеет выбор одежды детей на утренниках. Красочные атрибуты вызывают у ребят радость, праздничное настроение. Дети могут выступать в национальных костюмах, костюмах сказочных персонажей (лиса, белка, заяц и др., литературных героев (Буратино, Красная Шапочка, Снегурочка и др.). Такие перевоплощения доставляют детям большое наслаждение, дети обмениваются впечатлениями о своем костюме, костюме товарища. [13]
Также в детских садах могут проводиться различные спортивные праздники типа «мама, папа, я - спортивная семья», где дети вместе с родителями участвуют в различных конкурсах. Возникающие в такие дни эмоции дети пытаются выразить словами, обогащая, таким образом, свой словарный запас.
Результаты чувственного музыкального опыта можно обозначить посредством слова. Наименование свойств звука (как и наименование цвета, формы и величины предметов) играет важную роль в развитии восприятия и формирования представлений. Такую же важную роль играют названия инструментов и обозначения их характерных свойств. К примеру, старшие дошкольники могут получить общие сведения об основных группах музыкальных инструментов в симфоническом оркестре и даже научиться узнавать звучание отдельных инструментов в этих группах. В процессе воспитания слово организует чувственный опыт в сознании ребёнка, благодаря чему результаты этого опыта не остаются изолированными и разобщенными, как случайные впечатления, они соотносятся друг с другом, систематизируются, осмысляются и включаются в процессы восприятия, формирования мышления, овладения речью.
Установление взаимосвязи между удержанными в памяти ощущениями, восприятиями, представлениями и речью обеспечивает успешное развитие познавательной деятельности ребёнка.
Таким образом, программа музыкального воспитания детей должна быть тесно связана с работой, направленной на развитие речи и мышления у дошкольников.
К. И. Чуковский, один из лучших исследователей формирования детской речи, указывает, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в их смысл: их увлекают ритмика и созвучие стиха. Он также подметил синкретический характер детского поэтического творчества: детские стихи неотделимы от пляски, они её организуют. Дети прыгают, как дикие, в своих массовых танцах, выкрикивая дразнилки, считалки. Они ни минуты не стоят на месте, то, декламируя стихи, то напевая. [16]
Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.
Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.
Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Речевые упражнения служат эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.
Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, строфа, запев - припев, рондо, вариации) осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально – речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.
Речевые упражнения – наиболее доступное первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.
«Мелкий дождик моросит»
Мелкий дождик моросит, Кап, кап, кап, кап.
В листьях сада шелестит, Кап, кап, кап, кап.
Мокнет мяч у ворот, Кап, кап, кап, кап.
Мокнет поле, огород. Кап, кап, кап, кап.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бёдрам. Излишне говорить о том, какое количество вариантов возникает в результате их сочетания и комбинирования, помноженное на варианты ритмических формул. Дети, соревнуясь в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты. [15]
«Осенняя гамма»
(Речевое упражнение для знакомства детей с названием нот и развития навыков коллективной игры на инструментах – металлофонах)
Пусто ласточек гнездо. До, до, до – до, до.
Осенины на дворе. Ре, ре, ре – ре, ре.
Плачет ветер за дверьми. Ми, ми, ми – ми, ми.
Дождика тиха строфа. Фа, фа, фа – фа, фа.
У него своя есть роль. Соль….
Затихает вся земля. Ля….
Дождик, скуку унеси! Си….
Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 – до1 – до2.
Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты.
Логоритмические упражнения - еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачами логоритмического воздействия являются:
· развитие слухового внимания;
· развитие фонематического слуха;
· развитие пространственных организаций движений;
· развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
· формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
· развитие физиологического и фонационного дыхания;
· развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
· формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Практика показывает, что регулярное использование логоритмических упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Заключение
Итак, только в синтезе с развитием речи, музыкальное воспитание у детей проходит гармонично и естественно.
Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.
Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты.
Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно будут развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.
Список литературы
1. Апраксина, О. А. Музыка в воспитании творческой личности (Музыкальное воспитание в школе, вып. 3.) / О. А. Апраксина. М. : Музыка, 1964. – 236 с.
4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1982. – 203 с.
6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 193 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
12. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии / В. В. Давыдов. – М. : Владос, 2002. 288 с.
13. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе : Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
14. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. ; Просвещение, 1981. – 228 с.
15. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М. : Просвещение, 1982. - 215 с.
16. Петрушин В. И. Музыкальная психология М., 1997. – 384 с.
17. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М. :, 1989. – 237 с.