Методическое пособие «Ознакомление детей с животным миром»

Наталья Пинчук
Методическое пособие «Ознакомление детей с животным миром»

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методическое пособие

«Ознакомление детей с животным миром»

Составитель: специалист по реабилитационной работе

в социальной сфере ГБУ СО ЕРЦ

Пинчук Н. Н.

Ершов.

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр — как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.

В процессе экологического образования используются следующие виды дидактических игр. Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

«Покажи отгадку»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т. е. Имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

«Зоологическое лото».

«Выбери млекопитающих животных».

Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? И т. д.).

Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть предста вителей основных жизненных форм растений (деревья, травянис тые и комнатные растения) по отличительным особенностя внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель) травянистых растений (астра, бархатцы, комнатных растени (фикус, аспидистра).

Игровая задача: назвать растения, изображенные на кар точках.

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строени растений.

Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).

Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима, зеленый (весна, красный (лето) и желтый (осень, картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.

Игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников:

«Живое — неживое»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери, карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Оживи растение»

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).'

Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.

Игровая задача: «оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики. Дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т. д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

«Живое — неживое»

Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал: карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы. Предметные картинки с изображением представителей животного мира.

Правила игры:1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.

2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.

Дидактическая игра «Лесные жители»

Цель: Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.

Материал: Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных.

Схема для составления описательных рассказов о животных.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревом?»

Цель:

Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал:Панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила игры:На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.

Например: Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. Если выпадает синий цвет – выбирает птицу ; красный цвет – насекомое ; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

Дидактическая игра «Березка».

Цель:

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.

Материал: Круг диаметром 80 см на подставке. В центре круга с одной стороны - изображение веселой березки, с другой стороны - изображение грустной березки. 10 съемных деталей-символов с рисунками «друзей» березки: птичка, солнце, гриб, чистая вода, дождевой червь, божья коровка и ее личинки, почва, умеренный ветер, ребенок, поливающий березка. 10 деталей-символов «вредителей» березки: личинка майского жука, тля, гусеница, загрязненная почва, ураган, жгучее солнце, гриб-губа, жук-листоед, грязная вода (загрязненная отходами производств, ребенок, ломающий веточки дерева.

Правила игры: предлагаем ребенку выбрать деталь-символ, соотнести с «веселой» или «грустной» березкой, объяснить, как это влияет на березку и почему.

Пример: «Это птичка, ее надо поместить рядом с веселой березкой, потому, что птичка поедает насекомых-вредителей, живущих в коре и под корой березки».

«Личинка майского жука. Ее надо поместить рядом с грустной березкой, потому что, личинка живет в почве и кормится корнями деревьев. От этого деревья чахнут и погибают».

Дидактическое пособие «Путешествие капельки Капы»

Цель:Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материал:Панно-схема, карточки с изображением: снежинки, дождя, сосульки, кипящего чайника; лужи, крана с водой, снежного сугроба.

Вариант сказки:

Дети садятся вокруг панно. Воспитатель рассказывает сказку о путешествии маленькой капельке «Капе».

Жила – была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки). Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что

капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками. Но Капа была очень любопытной, ей хотелось дальше путешествовать, и она решила прыгнуть в озеро. Поплавала там немножко, поиграла с рыбками, а рядом с озером росло большое – пребольшое дерево. Корни этого дерева любили пить воду из этого озера, и наша капелька вместе с водичкой по корешкам и по стволу попала на самую верхушку. Она сидела и раскачивалась и пела свою любимую песенку. Но выглянуло солнышко, и капелька превратилась в белое облачко. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа. По ходу рассказывания сказки воспитатель перемещает капельку по кругу с объекта на объект.

• Где мы можем встретить капельку Капу? (в кране, в луже, в сугробе и т. д.) – выставляются карточки.

• Какая может быть капелька? (жидкая, газообразная, твердая) –выставляются карточки.

• Какая бывает вода в кране? (холодная и горячая)

• Какую пользу приносит капелька?

• Что будет, если капелька исчезнет?

Наш адрес

Саратовская область,

г. Ершов,

ул. Мелиоративная, д. 39.

Телефон: 5-71-52.

Публикации по теме:

Методическое пособие по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Путешествие по историческим местам Санкт-Петербурга»Методическое пособие по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Путешествие по историческим местам Санкт-Петербурга» Методическое пособие По ОО «Познавательное развитие» Для детей 6-7 лет «Путешествие по историческим местам Санкт-Петербурга" Аннотация.

Методическое игровое пособие из фетра для детей раннего возраста «Прогулка по саду»Методическое игровое пособие из фетра для детей раннего возраста «Прогулка по саду» Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск - "Детский сад №33 "Дружная семейка", реализующее основные общеобразовательные программы.

Методическое пособие «Дидактическая книга» для детей 3–5 летМетодическое пособие «Дидактическая книга» для детей 3–5 лет Цель пособия: развитие познавательных способностей детей 3-5 лет посредством игровых действий с «дидактической книгой» Задачи: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Методическое пособие «Ознакомление детей с животным миром»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 19:54
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

Конспект открытой НОД по ФЭМП в старшей группе «Цветик — семицветик»
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи: Образовательные: - упражнять в количественном...
Фотоотчёт НОД по рисованию в старшей группе «Деревья в лесу»
Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления....
Фотоотчёт о спортивном флэшмобе «На зарядку становись!»
Фотоотчёт о спортивном флэшмобе «На зарядку становись! » Традиционно распорядок дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастику. Она проводится в...