Елена Евтенко
Методическое пособие по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30
Евтенко Е. В.
Методическое пособие
по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5-7 лет
ст. Ленинградская, 2016 г.
Автор – составитель: Евтенко Е. В.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рецензент ___ Леготкина С. В. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край
Публикация «Методическое пособие по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–7 лет» размещена в разделах
В методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»` включены задания разных форм взаимодействия детей и взрослых (стихи, игры, занятия, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Пособие предназначено для проведения занятий по ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, как в условиях семьи, так и в ДОУ. Пособие будет полезно педагогам ДОУ и родителям, заинтересованным в подготовке своих детей к безопасной жизни в окружающем мире.
Введение
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.
В организации работы с детьми по ОБЖ наиболее эффективны:
-занятия, игры- занятия;
- праздники, развлечения, досуги;
- беседы;
- тренинги;
- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;
- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;
- театрализованные представления,
- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать).
Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театрализованную деятельности.
Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.
Большую роль по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста играет привлечение родителей к совместной работе, что обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность».
Нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.
Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети - родители). Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Стихи
для использования в работе с детьми
по формированию безопасного поведения в быту :
Дверь входную осторожно
Надо закрывать,
А иначе, друг мой, можно
Пальцы там прижать.
Будет больно-и польются
Слёзы в два ручья,
И тебя жалеть сбегутся
Все твои друзья!
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней не должен ты играть,
Шпильку, гвоздь туда совать-
Дело кончится бедой:
Ток в розетке очень злой!
Когда в кастрюле кипяток,
Не прикасайся к ней, дружок,
И очень осторожен будь:
Её так просто обернуть!
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда!
Сынок хотел, как папа, стать
И начал гвоздик забивать,
Попал по пальцу молотком-
На рёв сбежался целый дом!
Малыш, запомни наш совет:
С тобой чтоб не случилось бед,
Ещё немного подожди:
Сперва придётся подрасти!
Не играйте острыми
Вилками, ножами.
Ведь такой "игрушкой" просто
Что-нибудь поранить.
Будет больно, будет грустно,
Мама наругает,
Неужели вам игрушек
В доме не хватает?
В уши, нос нельзя совать
Мелкие предметы.
Могут там они застрять-
Помните про это!
И придётся вас везти
К медикам в больницу!
Глупо так себя вести,
Просто не годится!
На балконе -так и знай!-
Ты на стулья не вставай,
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся-
Это может быть опасно:
Падать сверху так ужасно!
Конспект занятия с детьми старшей группы
«Огонь-друг, огонь-враг»
Цели:
1. Сформировать у детей чувство опасности огня;
2. Прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами;
3. Прививать навыки правильного поведения в случае пожара.
Задачи:
1. Дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
2. Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.
3. Познакомить с работой службы спасения “ 01 “.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, презентация «Огонь-друг или враг?», предметные картинки (предметы пожароопасные и нет, ленты синего и красного цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами говорить на очень важную тему, мы будем говорить об огне. Будьте внимательны, и в конце нашего занятия, вы мне ответите на вопрос, так кто же для нас огонь - друг или враг? Для начала мы с вами посмотрим презентацию на тему «Огонь-друг или враг?» (слайд1) .
Воспитатель (комментарий к слайду №3) : Огонь – удивительная сила природы, которая может быть доброй и злой. Добрый огонь помогает приготовить пищу, освещает дом, если нет электричества; плавить металл, из которого потом сделают много полезных вещей. Но если с огнем обращаться неосторожно, он может принести много вреда. От непотушенного костра может сгореть лес, а баловство со спичками приведет к пожару в доме, от которого могут погибнуть люди. Поэтому всегда нужно помнить и соблюдать правила пожарной безопасности (слайд4).
Воспитатель (комментарий к слайду №5) : Почему нельзя играть со спичками? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №6) : Почему нельзя играть с электроплиткой? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №7) : Почему нужно выключать утюг из розетки? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №8) : Почему нужно обязательно тушить костер прежде, чем уйти? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №9) : Почему нельзя сушить одежду над газовой плитой? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №10) : Почему нельзя совать металлические предметы и пальцы в розетку? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №11) : Что нужно делать, если пожар все же случился? (ответы детей)
Д/игра «Огнеопасные предметы» (встают)
Воспитатель: Я буду показывать предметы на картинке, а вы если это огнеопасный предмет поднимаете вверх руки с ленточками и машете ими, изображая огонь, а если нет, то стоите спокойно.
(спички, пила, свеча, бенгальские огни, ножницы, утюг, телевизор, топор, зажигалка, петарды)
Игра «Топаем, хлопаем». Условие: Если дети поступают правильно – хлопают, Если неправильно – топают.
Воспитатель:
Знаю я теперь друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают)
Коля убежал за дом
Там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют
На печи газ зажигают (топают)
Клим увидел – дом горит
Мальчик «01» звонит (хлопают)
Палит листья мальчик Тихон.
У костра он скачет лихо (топают)
Под столом играет Света,
Зажигает она свечи. (топают)
Подвижная игра «Огонь - вода»
Детям сзади за пояс прикрепляются ленточки двух цветов – красного и синего. Дети с красными ленточками – это огонь, а с синими – вода. По сигналу «Раз, два, три – огонь гори!» дети с красными ленточками разбегаются по группе («начался пожар»). По сигналу «Раз, два, три – быстро затуши!» дети с синими ленточками должны догнать детей с красными ленточками и собрать все ленточки, изображающие пожар («потушить пожар»). - Огонь распространяется очень быстро и не всегда его удается быстро затушить.
Воспитатель: Какие все у нас ловкие и быстрые. А умеете ли вы загадки отгадывать?
Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь) .
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь) .
С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники) .
Мой папа пожарный.
Мой папа герой.
Огонь заливает мой папа (Водой) .
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает глазом синим.
Примчится вовремя. Беда
Детей и взрослых минет.
(Пожарная машина).
Это тесный – тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр.
Не шути с сестричками
Тоненькими (Спичками).
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр)
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь ответьте мне на вопрос «Кто же для нас огонь - друг или враг?»(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё - таки пользы от него больше чем вреда. Я очень хочу, чтобы вы были осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности, и огонь обязательно будет вашим другом и помощником.