Папки-передвижки

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12 (1 фото)

Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста . Часть 12

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, память и речь, требуется устойчивое внимание.

Организуя наблюдение в природе, можно решить ряд задач: формировать представления о природе, развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус и т. д. В зависимости от задач, используются разные виды наблюдений.

Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 12» размещена в разделах

В процессе кратковременных наблюдений формируются знания о свойствах и качествах предмета или явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности и т. д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдений – длительные наблюдения.

НАБЛЮДЕНИЯ НА ОСЕННИЙ ПЕРИОД

СЕНТЯБРЬ. .

o Наблюдение за СОЛНЦЕМ.

Солнечный, пригожий выдался денёк,

на травинке каждой пляшет огонёк.

Предложить детям постоять в тени и на солнце с закрытыми глазами, почувствовать разницу в своих ощущениях. Обсудить эти ощущения с точки зрения растений (ты – цветок, где тебе лучше расти).

Хорошо в жаркий день встретить тётушку Тень!

Под зелёной листвой повстречались с тобой.

Подвести детей к выводу: Солнце, если его слишком много – утомляет, а тень, если в ней длительно находиться – дает излишнюю прохладу.

o Обратить внимание на ТЕНЬ ЧЕЛОВЕКА: её размеры, форму, как она ходит, бегает за каждым, как исчезает.

От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит

o Наблюдения за ДВИЖЕНИЕМ СОЛНЦА. Отметить тень от столба во время выхода на прогулку, в конце прогулки, вечером. Проследить путь солнца в другие солнечные дни (тень от дерева, человека, нарисовать мелом часы. Подвести к выводу: Каждый день в одно и тоже время тень находится на одном и том же месте. Отметить долготу светового дня.

o Обратить внимание на НЕБО. Какого оно цвета? Можно ли по состоянию неба дать определение погоде? (пасмурная, солнечная, дождливая, облачная). (Плещеев) Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца,

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце света и тепла.

o Наблюдения за ТУМАНОМ. Прочитать стихотворение И. Токмаковой «Туман».

Кто-то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста, только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь? И куда за грибами теперь?

Почему так расплывчаты очертания предметов? Как вы думаете из чего состоит туман? Объяснить, что туман – охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе.

o Наблюдения за осенней ГРОЗОЙ. Почему гремит гром? Какие на небе тучи? Выучить народную примету: Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

o Наблюдения за ДОЖДЁМ. Предложить сравнить его с летним.

Ходит осень по дорожке промочила в лужах ножки

Льют дожди и нет просвета, затерялось лето где-то.

Почему в народе говорят: «Осень студит воду»? Какой дождь? Рассмотреть тучи, которые заволокли небо.

o Побродить с детьми по саду, отыскать серебристые НИТИ ПАУТИНЫ. Откуда они берутся? Предложить отыскать больших и маленьких паучков. Объяснить, что это расселяются молодые паучки: они забравшись на возвышенности, выпускают нити. Ветерок подхватывает паутинку и уносит паучка к земле, где он прячется под листьями, в засохшей траве и спит там до весны. Напомнить, что пауки полезные, им нельзя мешать. Познакомить с народной приметой:

Много пауков – долгая, сухая осень.

o Наблюдения за НАСЕКОМЫМИ, за их поведением в тёплую погоду (ползают, летают). Учить отличать пауков (8 ног) от насекомых (6 ног)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк!

Напомнить детям об осторожном, бережном обращении с насекомыми.

o После заморозков организовать ПОИСК НАСЕКОМЫХ. Вынести увеличительные приборы. Куда подевались насекомые? Подвести к выводу: Осенью все насекомые прячутся и засыпают.

o Наблюдения за ПТИЦАМИ. Как они ведут себя? Объяснить, что птицы покинули гнездовья и в поисках пищи стали объединяться в стаи. Чем питаются перелётные птицы? Какие птицы улетают первыми? Познакомить с поговоркой:

Ласточка весну начинает, и осень накликает.

o Наблюдения за ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ: астра, георгин. Рассмотреть растения, их строение (стебель, листья, цветки, корень). Сравнение растений по высоте, форме и окраске листьев, стеблей, цветков. Определить назначение всех частей: корень – впитывает влагу, питательные вещества; стебель – переносит их к листьям, цветам; листья – поглощают свет. Подвести к выводу: растениям для роста нужны – земля, солнце, дождь, тепло, люди.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12

o Обратить внимание детей на яркие краски ОСЕННЕЙ ЛИСТВЫ. Прочитать стихотворение Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны, в пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лето. Посмотрите – роща золотом одета!

Каких красок больше? Какие деревья начали первыми желтеть? Найдите дерево, на котором больше жёлтых листьев. Какие первыми теряют свои листочки?

o Наблюдения за ЛИСТОПАДОМ. Прочитать строки А. Шибыцкой «Листики».

Праздник осенью в лесу – и светло и весело.

Вот какие украшения осень здесь развесила.

Каждый листик золотой – маленькое солнышко.

Соберу в корзинку я, положу на донышко.

Как думаете, почему опадают листья? Показать, что у основания листочка образуется уплотнение, которое мешает поступлению питательных веществ в листочек, поэтому он меняет цвет и опадает.

o Организовать ПОИСК ГРИБОВ на участке. Познакомить с поговоркой: Сентябрь – золотой месяц грибников. Отметить, что осенние грибы крепче и здоровее летних. Напомнить о правилах сбора грибов.

o Отметить первые ЗАМОРОЗКИ.

Закружился листьев пёстрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Чем покрыты дорожки, крыши домов, трава? Наблюдение за тем, как быстро под лучами солнца исчезает изморозь, остаются капельки воды. Подвести к выводу: изморозь, иней – вода.

o Наблюдения за ПОЧВОЙ на участке. Рассмотреть следы, после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой нет. Где остаются более чёткие следы на песке или глине? Где чаще появляются лужи – на песке или на глине? Что происходит со следами, когда земля высыхает? Организовать долгосрочные наблюдения, учить делать выводы.

ОКТЯБРЬ

.

o Наблюдения за ПОГОДОЙ и атмосферными явлениями (М. Ходякова «Осень»).

Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льётся, это время года осенью зовётся.

Приучать детей к процедуре ежедневных наблюдений, используя приём сравнения (помните какая погода была вчера, обучать приёмам фиксации этих наблюдений в календаре, развивать самостоятельность.

o Наблюдения за СОЛНЦЕМ. Словесная игра «Опиши солнце» (бледное, холодное, реже появляется, светит, но почти не греет). Продолжать отмечать тень от столба. Сравнить с сентябрьскими наблюдениями. Каким стал путь солнца? Какой стала тень? Вывод: в полдень солнце поднимается не высоко, путь солнца укорачивается

o Наблюдения за НЕБОМ. Какое оно? (прозрачное, бледно – голубое всё чаще затягивают его хмурые, седые тучи). Как думаете, что такое небо, можно ли его потрогать рукой? Объяснить, что небо – воздух, который окружает нашу землю. Кому он нужен? Можно ли прожить без него? Можно ли воздух почувствовать?

o Наблюдения за НЕБОМ В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ суток. Какое небо? Что видно? Сколько звёзд? Какая луна? Чем отличается месяц от луны? Как можно сказать про луну и про месяц:

Чудная картина, как ты мне родна: Белая равнина, полная луна (А. Фет)

Над домом у дорожки

Висит пол – лепёшки.

Что светит ярче: солнце или луна? Греет ли луна? Как называют небо, если на нём видны звёзды? Как называть ночь, если светит луна? А если нет луны?

o Наблюдения за ВЕТРОМ. Как называть погоду, если дует ветер?

Ветрено, ветрено, вся земля проветрена,

Ветер листья с веток разогнал по свету.

Есть ли сегодня ветер? Какой он? Напомнить, что в октябре дуют сильные ветры, их называют листодёрами. Какие ещё ветры вы знаете?

o Наблюдения за ТУЧАМИ, ОБЛАКАМИ. Загадать загадку:

Без ног бегут, без крыльев – летят, без паруса – плывут.

Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут? А если бегут? Летят? На что сегодня похожи тучи? С чем их можно сравнить? Движутся ли они? Как движутся?

o Обратить внимание на ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ. Прочитать строки А. Толстого.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят

Лишь вдали красуются, там на дне долин кисти ярко – красные вянущих рябин.

Вспомните, какие деревья одеваются весной первыми, а осенью раздеваются последними? (тополь, сирень). Познакомить с приметой: «Быть зиме суровой, если в середине октября на берёзах и дубах ещё есть листья». Что происходит с растениями осенью? Рассказать о влиянии долготы светового дня на рост и развитие растений.

o Наблюдения за ДОЖДЯМИ. Как сказать про погоду, если идёт дождь?

Всё тучи, тучи. Дождик, холодный, словно лёд,

Колючий, словно ёжик, по осени бредёт. (С. Егоров)

Подберите определение к сегодняшнему дождю. А какие дожди ещё бывают? (мелкий, моросящий, затяжной, проливной, скучный, холодный)

o Обратить внимание на ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ. Познакомить с народной приметой: «если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме». Предложить запомнить примету. Предложить побродить по опавшим листьям (В. Голяховский «Листья шуршат»).

Под ногами листопад, листья жёлтые лежат,

Листья жёлтые лежат, а под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок – папа, мама и ребёнок.

o Наблюдения за мокрыми опавшими ЛИСТЬЯМИ. Отметить, как неприветливо на участке в дождь, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к сапогам. Поднимите листок, вдохните аромат прелых листьев. Куда деваются листья в уголке нетронутой природы, ведь каждый год их опадает так много? Объяснить, что листья перегнивают, почва пополняется питательными веществами. Взять немного земли для исследований.

o Отметить, что на деревьях остались только ПЛОДЫ И СЕМЕНА. Для чего нужны плоды и семена? Плоды каких деревьев и кустарников любят клевать зимой птицы? Уточнить, можно ли по плодам и семенам определить название растения. Дидактическая игра «Найти свой дом». Сбор плодов и семян клёна, дуба, лиственницы, рябины, шиповника, сирени для коллекции.

o Отметить появление ПЕРВОГО СНЕГА (Е. Аксельрод «Первый снег»).

Городу ночью холодно стало, ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела и посветлела от доброго дела.

Наблюдение за тем, долго ли пролежит на земле снег. Познакомить с приметой:

«через месяц после первого снега зима встанет на ноги».

o Наблюдения за ПТИЦАМИ. Сегодня будем слушать пенье птиц Почему их не слышно? Вспомните, как красиво пели птицы летом. А что же случилось сейчас? Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? Каких перелётных птиц вы знаете? Какие птицы остаются с нами зимовать? Как их называют?

o Наблюдения за НАСЕКОМЫМИ. Сегодня поищем насекомых. Почему вы их не нашли? Куда они могли спрятаться? Взять сито и чистый лист бумаги, посеять сухие листья. Рассмотреть насекомых, напомнить, что они приготовились к зиме. Осторожно засыпать их листьями.

o Наблюдения за ЖИВОТНЫМИ. Почему не видно коров, никто не гонит их на пастбища? Чем они будут питаться зимой? За какими животными ухаживает ещё человек? А как дикие животные готовятся к зиме?

o Отметить образование ЛЬДА на лужах. Почему образовался лёд? Предложить постучать палочкой о кромку льда. Почему он треснул? Какой лёд?

НОЯБРЬ

o Наблюдения за СОЛНЦЕМ. Отметить какая длинная тень в полдень. Подвести детей к выводу: путь солнца становится всё короче, дни уменьшаются, рано темнеет. Солнце светит всё реже, погода почти всё время пасмурная, становится всё холоднее, почва замёрзла

o В календаре наблюдений подсчитать количество солнечных и пасмурных дней за осенние месяцы. Провести сравнительный АНАЛИЗ.

o Наблюдения за ТУМАНАМИ. Обратить внимание на «ясность и чёткость» видимых предметов. Что мешает разглядеть предметы вдали? Как называют это явление? Что же такое туман?

o Полюбоваться свежевыпавшим СНЕГОМ. Прочитать строки Н. Рыленкова.

Первый снег опушил у деревьев ресницы,

и в лесу и в полях – тишина, тишина.

Отметить, что снег придаёт всему окружающему праздничность: белые дорожки, осыпанные снегом кусты и деревья, припорошенные скамейки.

o Наблюдения за СНЕГОМ. Познакомить с народными приметами:

«Дневной снег не лежит: первый снег выпадает за ночь». «Коль осенний снег упадёт на мокрую землю, то он останется, а на сухую – скоро сойдёт». Предложить детям запомнить и проверить эти приметы.

o Понаблюдать в течение нескольких дней за ПОГОДОЙ. Как вы думаете, почему говорят, что «В ноябре зима с осенью борется». Объясните пословицу: «Ноябрь зиме родной батюшка».

o Обратить внимание на ЛЁД. Отметить, что лужи и грязь на дорогах стали твёрдыми. Предложить детям исследовать лёд на прозрачность и хрупкость. Почему его трудно или почти не возможно разбить? Каким стал лёд?

o Наблюдения за первой ВЬЮГОЙ. Прочитать строки И. Никитина «Вьюга».

Зашумела, разгулялась в поле непогода

Принакрылась белым снегом гладкая дорога.

Послушайте, как завывает ветер, посмотрите, как он повсюду метёт снег, припорашивая им дороги, деревья. Скорей бы земля укрылась снегом и тогда ей не страшен будет мороз. Давайте попросим вьюгу укрыть землю (В. Кремнев)

Вьюга – пряха, к нам приди, снежной пряжи напряди.

Из неё сотки скорей одеяла для полей.

Злой мороз не за горой – озимь, точно дочь укрой.

И тогда ей холода не наделают вреда

o Предложить отыскать на участке РАСТЕНИЯ, на которых ещё есть зелёные листочки. Все ли деревья сбросили листья? Обратить внимание на кусты сирени, рассмотреть зелёные листочки, предложить отыскать жёлтые листья.

o Наблюдение за тем, как после сильных заморозков ОСЫПАЮТСЯ ЛИСТЬЯ на кустах сирени. Почему они опадают сегодня, что с ними случилось? Подобрать несколько листочков, рассмотреть.

o Рассмотреть ПОЧКИ на деревьях, напомнить, что деревья приготовились к весне. Показать почки разных деревьев: у берёзы серёжки устремлены вверх, значит, семена не созрели, обратить внимание на почки лиственницы, клёна, рябины. Снять с деревьев несколько почек для исследовательской деятельности.

o Наблюдение за тем, как ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ подготовились к зиме.

А сосны стройные, литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят смело в небеса.

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат…

Рассмотреть веточки ели и сосны, сравнить их, измерить длину хвои сантиметром. У сосны хвоя сине – зелёная, каждая иголочка заострена, жёсткая, сидит на коротких побегах пучках, по две или по три иголки длиной 7см. У ели хвоя тёмно – зелёная, четырёхгранная, остроконечная, сидит по одной на особых выростах коры, длиной 1 – 2см. Снять чешую и показать, как плотно закупорена почка ели, вся пропитанная смолистым веществом.

o Отыщите на участке деревья РЯБИНЫ. Какие у них плоды? Уточнить, почему нельзя собирать все ягоды с дерева, кому они нужны? Понаблюдать, как птицы клюют ягоды.

Пусть опали с веток листья, моросит осенний дождь –

Мы клюём рябины кисти – слаще ягод не найдёшь!

Познакомить с приметой: «Если мало ягод рябины, то зима будет мягкая и тёплая, а если ягод много – суровая и холодная». Предложить запомнить примету и проверить её. На каких деревьях ещё есть плоды?

o Наблюдения за ПТИЦАМИ ближайшего окружения (воробей, сорока, синица). Отметить появление новых птиц. Они похожи на воробьёв, но немного крупнее, темнее воробьёв, с белой грудкой и белыми полосками на крыльях. Они летают стайками по дорогам, но не чирикают, как воробьи, а посвистывают. Это пуночки, они прилетели к нам с севера. Обратить внимание на их поведение, способы добывания пищи. Напомнить, что для птиц наступают трудные времена и их необходимо подкармливать. Как это лучше сделать? Предложить изготовить дома с родителями кормушки.

o Отметить СИНИЧКИН ДЕНЬ 12 ноября. Развесить кормушки. Напомнить детям, что корм нужно давать рано утром в одно и тоже время. Если в определённый час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней. Насыпать корм в кормушки, понаблюдать как птицы клюют его.

o Обратить внимание на появление СВИРИСТЕЛЕЙ.

Прилетели свиристели, заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир! Мы в лесу устроим пир.

Рассмотреть их красивое оперение и необычный вид: хохолок на голове, как будто птица зачесала его назад. Понаблюдать за тем, как ловко они лакомятся ягодами рябины: выбирая клювом семена из ягод и выбрасывая мякоть.

o Отметить появление СНЕГИРЕЙ. Прочитать строки Л. Татьяничевой «Снегири»

Зарумянились кустарники не от утренней зари.

Это красные фонарики засветили снегири.

Рассмотреть их, предложить описать птиц (спинка у них серая, на головке как бы чёрная шапочка, грудка ярко – малиновая, крылья и хвост чёрные блестящие, самка снегиря серенькая с чёрными матовыми крыльями; клюв у снегирей короткий и вздутый у основания). Обратить внимание как легко снегири выбирают своим клювом семена с кустов сирени.

o Наблюдения за ПОГОДОЙ. Загадать загадку:

Наступили холода, обернулась в лёд вода.

Кто скажет, кто знает когда это бывает?

Назовите время года. Кто больше назовёт примет поздней осени.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город»Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город» Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город» 2017 год по указу Президента РФ В. В. Путина.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Берегите лес!» Цель : формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения. Задачи: Образовательные: создать условия.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Отчего и почему?» Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа наше богатство» Конспект НОД: «Отчего.

Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Девиз: Знай, помни, дорожи историей своего города! Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то, что тебя окружает, ведь.

Отчет по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» Отчет по экологическому воспитанию.

Перспективный план работы в летний период по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. Сохранять и укреплять здоровье детей во время летнего отдыха, формировать основы экологического сознания и экологической культуры.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль» Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Светловского городского округа Детский № 1 «Пчелка» Проект.

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Природа Ямала» .

Проект по экологическому воспитанию «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста Проект по экологическому воспитанию «Времена года»Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-июнь) Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сценарий развлечения экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Береги природу!»Сценарий развлечения экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Береги природу!» Разработала Попонина Елена Ивановна Музыкальный руководитель МБДОУ «Добрянский детский сад «20» Цель: Приучать детей любить и беречь природу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 19:00
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД