Марина Андреева
Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Публикация «Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
В связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды, в настоящее время возникает необходимость инновационного подхода к организации среды развития ребенка, который определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
В связи с новыми требованиями построения ПРС возникла необходимость проанализировать состояние развивающей среды нашего ДОУ в соответствии с новыми требованиями. Для этого я использовала оценочный лист состояния предметно-развивающей среды и метод наблюдения.
Наблюдения за работой воспитателей показали, что педагоги испытывают трудности в построении предметно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями.
Посредством проведё нного анализа существующих условий в учреждении была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды, наблюдается жесткая функциональная закреплённость уголков и зон внутри помещений и участков.
Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере ФГТ и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.
Анализ выявленных проблем у педагогов при построении предметно-развивающей среды определил выбор темы проекта:
«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в создании предметно-развивающей среды в группах с учётом индивидуализации ООП ДО способствующей развитию дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Изучить состояние проблемы построения предметно-развивающей среды в психолого-педагогической литературе.
2. Познакомиться с требованиями к предметно-развивающей среде изложенными в ФГТ к условиям реализации ООП ДО.
3. Разработать критерии и показатели уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ.
4. Проанализировать условия предметно-развивающей среды в ДОУ.
5. Обновить ПРС в группах в соответствии с требованиями ООП ДО.
6. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов психолого-педагогического исследования : теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностических (наблюдение, беседы с воспитателями, анализ педагогической документации, анкетирование педагогов).
Ожидаемый результат:Повышение профессионального мастерства педагогов.
Разработка и подбор критериев оценки уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ.
Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
Обновленная ПРС в группах в соответствии с примерными темами и требованиями ООП ДО.
Дети и родители станут активными участниками проектирования предметно-развивающей группы.
Эстетично оформленная ПРС, направленная на развитие воспитанников ДОУ.
Педагоги будут гибко и вариативно использовать пространство группового помещения.
Организационные мероприятия по реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды :
-Знакомство с нормативными документами, регламентирующими выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ.
-«Педагогическая гостиная» : Презентация методической литературы
Составление плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно-развиващей среды.
-Семинар: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ».
-Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».
-Семинар: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ».
-Семинар - практикум «Выделение центров активности в предметно-развивающей среде»
-Практикум: «Содержание центров активности». Выходы в группы
-Организация развивающей инновационной среды в группах детского сада.
-Знакомство воспитателей с опытом работы педагогов других детских садов по созданию предметно-развивающей среды
-Экскурс по группам «Создание социосреды в соответствии с ФГТ»
-Помощь в подборе материала по темам проектов с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.
-Круглый стол «Привлечение родителей к созданию развивающей среды в рамках реализации темы»
В ходе круглого стола педагоги обмениваются мнениями, знакомят своих коллег с методами и приёмами используемыми в работе с родителями в рамках реализации темы.
-Смотры-конкурсы
-Консультация: планирование ПРС по экологическому развитию, обучению и воспитанию детей, развитие познавательных способностей
Свою работу с педагогами я строю дифференцированно, в зависимости от уровня профессионализма, интересов и запросов педагогов.
I. Фронтально
II. Небольшими группами
III. Индивидуально
Результаты проекта на данном этапе разработки:
-Среда групповых помещений и холлов ДОУ стала полифункциональной
-Дети -активные преобразователи среды
-Активное участие родителей
-Эстетическое оформление развивающей среды