Екатерина Максимова
Методика и актуализация творческого потенциала посредством театральной деятельности для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Методика и актуализация творческого потенциала через театральную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Театр – это искусство синтетическое, это синтез, то есть соединение искусств.
Театр сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств: слова, музыки, песни, танца, живописи, скульптуры, литературы. Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.
Публикация «Методика и актуализация творческого потенциала посредством театральной деятельности для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности.
В коррекционной работе с детьми, имеющими особенности развития, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Таким детям необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность.
Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях.
Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.
Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательных и коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка театральных занятий, направленных на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в театральной студии.
Актуальность их заключается в том, что они направлены на выявление возможностей театральной деятельности детей в социально-культурном развитии личности. Участие в школьной театральной студии создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Данные занятия включают в себя в комплексе упражнения, тренинги по актерскому мастерству и сценической речи, ритмопластике, репетиционно - постановочные работы и т. д.
Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный СВ. Гиппиус, Н. М. Горчаковым, П. М. Ершовым, Ю. А. Завадским, Б. Е. Захавой, М. О. Кнебель, Ю. Кренке, В. И. Немировичем - Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, К. С. Станиславским, Г. А. Товстоноговым, В. О. Топорковым, М. С. Щепкиным, A.M. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В. М. Букатова, И. А. Генераловой, А. Ю. Гончарука, А. П. Ершовой, И. Л. Любинского, Ю. И. Рубиной, Е. К. Чухман и др.
При разработке данной методики, мы исходили из гипотезы о том, что организация занятий в студии с использованием комплексного подхода будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, новых перспектив социализации и т. д.
Для работы в данном направлении была определена цель: создание полноценного пространства развития и организация комплексного, интегрированного сопровождения детей с ОВЗ средствами театрального искусства.
Поставлены следующие задачи:
- помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- сформировать у детей коммуникативные навыки: устанавливать и поддерживать контакт.
- сформировать у «обычных» детей толерантное отношение к «особым» детям.
Работая с «особыми» детьми не первый год, исходя из собственного опыта, пришла к определенным выводам, что интеграция образовательного процесса с элементами театра является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. Именно театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию школьников, формированию коммуникативных умений и навыков, развитию психофизических способностей, психических процессов, речи.
Ведё тся работа по следующим направлениям:
1. Социальная адаптация детей
Для выполнения этой задачи, дети выполняя тренинги и упражнения по разделам программы обучения, социализируются;
- театрализованные и сюжетные игры. Проводя такие игры развивается диалогическая речь у детей с ОВЗ;
2. Развитие эмоциональной сферы детей;
- чтение и логический разбор стихотворений
- исполнение песен
- работа над ролью в спектакле
- танцы под музыку разного характера
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе стараюсь сформировать у детей уверенность в себе, в свои возможности и способности.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. На любом празднике, в театрализованной постановке, каждый ребенок исполняет роль.
5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие со сверстниками.
Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод: театральная, сценическая деятельность положительно влияет на всестороннее развитие ребенка с особыми потребностями, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.