Приложение МААМ

Методика изотерапевтической работы с детьми

Оксана Махота
Методика изотерапевтической работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Предоставьте ребенку разнообразные материалы на выбор. При использовании изобразительных материалов предлагайте детям при рисовании объектов применять линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и матовые цвета, длинные, короткие, тонкие и толстые фигуры.

Просите детей работать быстро. Если вы заметили какой-либо стереотип, придумайте упражнения, в которых будут использоваться действия, противоположные тем, к которым дети привыкли.

Публикация «Методика изотерапевтической работы с детьми» размещена в разделах

Дети получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений можно применять секундомеры, песочные часы, которые требуют соблюдения временного интервала.

Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы тот делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, а также к самой работе и к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.

Самопознание ребенка углубляется благодаря, например, обсуждению частей рисунка, акцентированию внимания на формах, цветах, образах предметов и людях.

Психолог просит ребенка описать рисунок так, как будто этим рисунком является он сам, с использованием слова «Я». Например: «Я — картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат». Выбираются специфические предметы на рисунке, для того чтобы ребенок идентифицировал их с чем- нибудь: «Будь зеленым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т. д.». В случае необходимости ребенку задаются вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется то- бой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.

На данном этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка и углубление осознавания при помощи выделения и детального рассмотрения одной или нескольких частей рисунка. Арт-терапевт побуждает ребенка на максимально углубленную работу со специфической частью рисунка, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается их необычный недостаток. Вопросы часто помогают в этом: «Куда она идет?», «Что она собирается делать?», «О чем думает этот кружок?», «Что произойдет с этим» и т. д. Если ребенок говорит: «Я не знаю», нужно не отступать, а перейти к другой части рисунка, задать другой вопрос, дать собственный ответ и спросить ребенка, верный он или нет.

Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его рисунка или двумя соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль, линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).

Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Пока ребенок сидит с закрытыми глазами, психолог излагает свои предложения о том, как нарисовать картинку, например: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что для тебя значат темные цвета? Будешь ли ты использовать яркие или неяркие цвета, светлые или темные тона?». Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет разговаривать об этом.

Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части. Можно спросить ребенка: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни?», «Есть ли тебе что сказать в роли розового куста, из того, что ты мог бы сказать как человек?». Подобные вопросы можно задать в самой разнообразной форме. Необходимо задавать их очень осторожно и мягко.

Дети не всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства, поскольку не готовы к этому. Случается и так, что вдруг оказывается, что дети готовы излить чувства, возникшие при рисовании. Они не переносят содержание картин на себя, но рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать. Они выражают то, в чем они испытывают потребность, то, чего они хотят, но в собственной манере.

Затем рисунок откладывается в сторону и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из него. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса («Это относится к твоей жизни?», а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить: «Что случилось?», и ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей настоящей жизни или о своем прошлом, а иногда он отвечает: «Ничего».

Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на рисунках, и обращает на это внимание; останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, проявляя при этом большой интерес и настойчивость.

Прежде чем перейти к более сложным и неприятным разделам, рекомендуется работать с тем, что ребенку легче и приятнее, потому что, если начинать разговаривать с детьми о более легких вещах, они становятся откровеннее и в беседе о более сложных. Некоторым детям труднее поделиться своей печалью до того, как они выразят положительные эмоции. Однако это является верным не во всех случаях. Бывает так, что дети, которые держат гнев в себе, испытывают потребность дать ему выход до того, как они обнаружат положительные эмоции.

Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознавание чего-либо. Можно использовать эти признаки в последующей работе.

Можно воспользоваться следующими вариантами инструкций для упражнений:

- Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, изобразить на листе бумаги те чувства, которые ты испытывал, когда смотрел на него.

- Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется.

- Нарисуй то, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым.

- Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать.

- Нарисуй себя — как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше (когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще).

- Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым.

- Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон.

- Нарисуй то место, где бы ты хотел быть; идеальное место; любимое место или место, которое ты не лю- бишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить.

- Нарисуй то, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество.

- Нарисуй счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные линии и т. д.

- Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье—несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе.

- Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Что тебе хотелось бы подарить? Кто бы мог тебе его подарить? Кому бы ты мог его подарить?

Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать им быстро рисовать то, что представляют эти слова: «любовь», «красота», «тревога», «свобода», «милосердие» и т. д.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений и стихов.

Публикации по теме:

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Методика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материаломМетодика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материалом Разрезные картинки могут быть предметные и сюжетные. Предметными картинками дети могут пользоваться самостоятельно, а сюжетные, более.

НОД «А внутри цветов душистых подрастают семена!» Методика проведения с детьми сбора семян цветущих растенийНОД «А внутри цветов душистых подрастают семена!» Методика проведения с детьми сбора семян цветущих растений Вот и заканчивается лето. Наступает самая благодатная пора – природа приготовила дары - всевозможные плоды, созревших овощей и фруктов.

НОД «Есть в травах и цветах целительная сила». Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениямиНОД «Есть в травах и цветах целительная сила». Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениями Целевые прогулки летом и наблюдения во время них позволяют углубить знания и представления детей уже о знакомых лекарственных растениях,.

НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт)НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт) В течение лета стараемся периодически организовывать целевые прогулки к цветнику и на луг. Детям такие прогулки доставляют большую радость,.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Клавесы: методика работы с детьмиКлавесы: методика работы с детьми Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика изотерапевтической работы с детьми
Опубликовано: 29 января 2023 в 15:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика изотерапевтической работы с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Махота (УИ 869888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД