Папки-передвижки

Методика обследования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ФФНР

Алёна Артёмовна Шенкнехт
Методика обследования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы

Для обследования состояния артикуляционной моторики уместно применить методы, описанные в работах Г. В. Бабиной и Н. М. Трубниковой, при помощи которых возможно выяснить состояние двигательных функций артикуляционного аппарата, их движения в динамике и состояние мимической мускулатуры.

Каждая проба оценивается по 3-х бальной шкале. При оценке результатов учитывается правильность и способ выполнения задания. Каждая серия заданий оценивается по следующей шкале:

Публикация «Методика обследования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах

1 балл – задание выполнено с большим количеством ошибок, либо не выполнено.

2 балла – присутствуют незначительные ошибки.

3 балла – задания выполнены без ошибок.

Задание 1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата.

1. 1 Цель: оценить двигательные функции губ.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Сомкнуть губы.

2. Округлить губы (как при произнесении буквы «о») и удерживать позу под счет до 5-ти.

3. Упражнение «трубочка», удерживать позу вытянутых в трубочку губ под счет до 5-ти.

4. Упражнение «хоботок» (вытянутые сомкнутые губы, удерживать позу под счет до 5-ти.

5. Упражнение «улыбка» (растянутые в улыбке губы, удерживать позу под счет до 5-ти.

6. Поднять верхнюю губу вверх, чтобы было видно верхние зубы удерживать позу под счет до 5-ти.

7. Опустить нижнюю губу, чтобы было видно нижние зубы удерживать позу под счет до 5-ти.

8. Одновременно выполнить упражнение 6.7.

9. Многократно произнести звуки «б-б-б», «п-п-п».

Отмечаются: выполнение правильное, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.

1. 2 Цель: оценить двигательные функции челюсти.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Широко открыть рот и закрыть.

2. Сделать движение челюстью вправо.

3. Сделать движение челюстью влево.

4. Выдвинуть челюсть вперед.

Отмечаются: правильное выполнение, недостаточный объем при движении челюстью, наличие содружественных движений, тремора, саливации, движение не удается.

1. 3 Цель: оценить двигательные функции языка.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать позу под счет до 5-ти.

2. Упражнение «Лопатка» + «Иголочка» (язык широкий, язык узкий).

3. Упереться кончиком языка сначала в правую щеку, затем в левую.

4. Поднять кончик языка к верхним зубам (удерживать позу под счет до 5-ти, затем опустить кончик языка к нижним зубам.

5. Выдвинуть широкий язык вперед, затем спрятать его за нижние зубы.

6. Стоя вытянуть руки вперед, кончиком языка коснуться нижней губы и закрыть глаза.

Отмечаются: правильное выполнение, недостаточный объем при движении языка, наличие содружественных движений, язык движется всей массой, неуклюже, наблюдаются отклонения языка в сторону, тремор, гиперкинезы, саливации, удержание языка в определенной позе, движение не удается.

1. 4 Цель: исследовать двигательные движения мягкого неба.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Широко открыть рот и четко произнести звук «а» (мягкое небо приподнято в норме).

2. Провести шпателем, зондом по мягкому небу (в норме появляется рвотный рефлекс).

3. Высунуть язык между зубами и надуть щеки, подуть сильно, как будто надуваем воздушный шарик.

Отмечаются: правильное выполнение, недостаточный объем при движении, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливации, движение не удается.

1. 5 Цель: исследование продолжительности и силы выдоха.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Сыграть на любом духовом инструменте (дудке, губной гармошке).

2. Поддувать лист бумаги, шарики.

Отмечаются: сила и продолжительность выдоха, укороченный выдох.

Задание 2. Исследовать динамическую организацию движений артикуляционного аппарата.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить». Комплекс движений многократный.

1. Оскалить зубы, рот широко открыть, положить широкий язык на нижнюю губу, спрятать язык за нижние губы, рот закрыть.

2. Широко открыть рот, растянуть губы в улыбке, сделать упражнение «трубочка», закрыть рот.

3. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним губам, опустить язык за нижние зубы, закрыть рот.

4. Сделать упражнение «Чашечка», спрятать язык за нижние зубы, закрыть рот.

5. Повторить «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра».

При оценке результатов учитывается правильность и способ выполнения задания. Каждая серия заданий оценивается по следующей шкале:

Задание 3. Обследование мимической мускулатуры.

3. 1 Цель: исследование объема и качества движений мышц лба.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Нахмурить брови.

2. Поднять брови.

Отмечаются: правильное движение, наличие содружественных движений (глаз, щек, губ, движение не выполнил.

3. 2 Цель: исследование объема и качественных движений мышц глаз.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Закрыть глаза.

2. Зажмуриться.

3. Сначала закрыть правый, затем левый глаз.

4. Подмигнуть.

Отмечаются: правильное выполнение, движение не удается, появляются содружественные движения.

3. 3 Цель: исследовать объем движения и качество движения мышц щек.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

1. Надуть левую щеку.

2. Надуть правую щеку.

3. Надуть одновременно левую и правую щеку.

4. Втянуть щеки в рот.

Отмечаются: правильное выполнение, напряжение при выполнении движения, движения выполняются не в полном объеме, не удается изолированное надувание одной щеки, поза не выполняется.

3. 4 Цель: исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

Выразить мимикой лица:

1. Грусть.

2. Радость.

3. Испуг.

4. Удивление.

5. Сердитое лицо.

Отмечаются: правильное выполнение, мимическая картина не четкая, движение выполняется с одной стороны, поза не выполняется.

3. 5 Цель: исследование символического праксиса.

Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».

- Свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье.

Отмечаются: правильное выполнение, ограниченный объем движений, наличие содружественных движений, гиперкинезов, саливаций, напряженность, движение не удается.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обследования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ФФНР
Опубликовано: 17 марта 2020 в 09:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обследования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ФФНР» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Артёмовна Шенкнехт (УИ 918322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД