Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Ирина Просёлкова
Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Выявление понимания и употребления существительных.

Задание 1. Установить, понимание и употребление бытовой лексики ребенком.

Кукла - это игрушка. Какие игрушки ты: еще знаешь?

Кошка - это животное. Каких животных, ты еще знаешь?

Тарелка - это посуда. Какую посуду? ты еще знаешь?

Лук - это овощ. Назови, какие овощи ты еще знаешь?

Задание 2. Установить, понимание и употребление ребенком обобщающих понятий.

Береза, ель, сосна, дуб. Что это? Haзови одним словом. (Деревья.)

Стол, стул, шкаф, диван. Что это? Назови одним словом. (Мебель.)

Рубашка, костюм, платье. Что это? Назови одним словом. (Одежда)

Туфли, сапоги, тапочки. Что это? Назови одним словом. (Обувь.)

Задание 3. Установить знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности.

Предложить ребенку перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий, например, строителю, портному, дворнику, повару.

Задание 4. Установить знание и употребление слов, указывающих, части, детали предметов. Если ребенок затрудняется ответить, исполь-зуется наглядность.

У машины есть мотор. А что еще есть у машины?

У пальто есть воротник. А что еще есть у пальто?

У дома есть крыша. А что еще есть у дома?

Задание 5. Установить, владеет ли ребенок подбором антонимов.

Проводится игра «Наоборот», ребенку предлагается подобрать слова с противоположным значением: вход—выход, день—ночь, зима —лето, друг – враг, жара – холод, тишина – шум, смех – плач, начало – конец, вход - выход.

Выявление понимания и употребления прилагательных.

Задание 6. Установить знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов, величину и пр.

Ребенку предлагается подобрать, как можно больше определений к заданным существительным.

Каким может быть стол?- письменным, круглым, кухонным, деревянным, стеклянным, квадратным и пр.

Каким может быть дом?- большим, кирпичным, двухэтажным, и пр.

Каким может быть небо? - голубым, чистым, облачным, и пр.

Задание 7. Установить знание и употребление слов, указывающих материал, из которого сделан предмет.

Ребенку предлагается ответить на такие вопросы:

Шкаф сделан из дерева. Как можно иначе назвать этот шкаф? - Деревянный. Дом из кирпича. Какой это дом? Назови иначе. - Кирпичный.

Ручка из пластмассы. Какая это ручка? - Пластмассовая.

Ваза сделана из стекла. Какая это ваза? - Стеклянная. Чашка из фарфора. Какая это чашка? - Фарфоровая.

Ключ из металла. Какой это ключ? — Металлический.

Задание 8. Установить, знание и употребление слов, обозначающих основные цвета и их оттенки.

Перед ребенком находятся картинки с основными цветами и их оттенками, которые он должен назвать и показать.

Задание 9. Установить владеет ли ребенок подбором слов (прилагательных) с противоположным значением.

Поводится игра «Наоборот;»: сильный - слабый, смелый - трусливый, грязный - чистый, веселый - грустный, светлый - темный, широкий – узкий, здоровый – больной, мягкий – твердый, толстый – тонкий. и пр.

Задание 10. Владеет ли ребенок эмоционально-оценочной лексикой.

Подобрать слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, лживый, равнодушный, трусливый, мужественный, правдивый, трудолюбивый, грустный, ласковый, вежливый, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный): слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, белоручка, голосок).

Выявление понимания и употребления глаголов.

Задание 11. Установить употребление ребенком слов, обозначающих действия, совершаемые человеком и животными, или действия, которые можно совершить предметом.

Проводится словесное упражнение «Кто что делает?». Предлагается ребенку подобрать как можно больше слов к заданным вопросам: Что делает врач? — лечит, выписывает лекарства, слушает и пр. Что делает повар? Что может делать котенок? Что может делать щенок? Что можно делать ножом (ножницами и прочими предметами?

Задание 12. Установить владеет ли ребенок подбором слов (глаголов) с противоположным значением. Ребенку предлагается подобрать слова с противоположным значением: бежит - стоит, смеется - плачет, говорить - молчать, здороваться – прощаться, строить – разрушать, радоваться – печалиться, засыпать – просыпаться, кричать – шептать, начинать – заканчивать, хвалить - ругать и т. д.

Выявление понимания и употребления наречий.

Задание 13. Установить знание ребенком слов (наречий, обозначающих признак действия.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Как может бежать мальчик? — Быстро, медленно, вприпрыжку и пр.

Как может говорить мальчик? - Хорошо, быстро, выразительно, плохо и пр.

Задание 14. Установить понимание и употребление слов, обознача-ющих временные отношения.

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

Когда он приходит в датский сад? (Утром.)

Когда он уходит из детского сада? (Вечером.)

Когда они выходят гулять? (Днем.)

Когда люди спят? (Ночью.) Проверяется знание и правильность употребления слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Задание 15. Установить владеет ли ребенок подбором слов (наречий) с противоположным значением.

Проводится игра «Наоборот», предлагается ребенку подобрать слова с противоположным значением: быстро – медленно, хорошо – плохо, светло – темно, чисто – грязно, далеко – близко, громко – тихо,

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Карта обследования речи детей 6–7 лет РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка ___ Дата рождения ___ Дата обследования.

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.

Методика обучения чтению детей дошкольного возраста Н. А. Зайцева В комплект пособия входят 5 таблиц и 56 кубиков. Кубики различаются по цвету, величине и внутреннему наполнению. Золотые – гласные, железно-золотые.

Методика оздоровления детей дошкольного возраста Методика проведения закаливающего дыхания «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент. Дети удобно рассаживаются и показывают свой.

Методика проведения утренней гимнастики у детей младшего дошкольного возраста Утренняя гимнастика одна из составляющих модели двигательного режима детей в дошкольном учреждении. Её организация направлена на решение.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Сказка на новый лад «Три поросенка.» Жили-были три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф и Нуф-нуф. Они весело играли и резвились все лето и не.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Актуальность В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность.

Взаимодействие с семьей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста Взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада – важное направление работы по развитию речи детей. Цель.

Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возрастаЗадания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста 1. Разложи фигуры. Задание направлено на выявление уровня практического ориентирования ребёнка на форму предметов (квадрат, круг, треугольник);.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2016 в 00:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»
"Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды, в нашем случае это привыкание детей к детскому саду. С...
Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2...
МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина Елена Ивановна...
Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание. Расширять...
Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло...
Конспект внеурочного занятия ( Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома » ( Рабочая программа внеурочной деятельности по...
Конспект театрализованного развлечения по валеологии в старшей группе «Лесная аптека»
Рекомендации: Развлечение проводится как итоговое недели "Дари добро". Ведущий - воспитатель. Все роли выполняют дети. Как вариант: кукольный театр....