Матвеева Ольга Сергеевна
Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В начале своего пути дети в дошкольном возрасте погружаются в общественный опыт. Они стремятся исследовать влияние окружающего мира на свое развитие. Им интересны жизнь и работа взрослых, они активно участвуют в играх, которые помогают им переработать впечатления. Дети привлекаются к игре, чтобы лучше понять мир вокруг себя, общаться с другими детьми и воплощать свои мечты в жизнь.
Публикация «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игры, созданные детьми самостоятельно и названные сюжетно-ролевыми, направлены на развитие сюжета и выполнение задумки. Участие в игре требует активности различных органов и психических процессов, вызывая широкий спектр эмоциональных переживаний. Воспитывая организаторские навыки, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу, игра учит детей жить и работать в коллективе. Каждая игра способствует развитию нескольких качеств у ребенка.
Для полноценного развития ребенка необходимо постоянное воздействие на сюжетно-ролевую игру. Педагог неспособен контролировать все действия детей в этой игре, в отличие от подготовки к проведению уроков и игр с установленными правилами. Сюжетно-ролевая игра – это самостоятельная занятие, где важно умелое влияние на нее.
В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая
роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные
качества. Однако попытки обучать детей намеченному педагогом сюжету
игры, разыгрывание роли по показу приводит к скучному шаблону,
подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в
игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли,
доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему
коллективу и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать
детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто:
ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а
иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу
необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко
достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с
искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма
чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах,
обращаются к нему за советом и помощью.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются
яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении,
которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное
воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание
у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями
общественной жизни, чтение и рассказывание художественных
произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры,
заставляют работать воображение.
Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае
важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия
дошкольников на ее осуществление.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время
подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры
только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников,
может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.
Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно
разрушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети
прислушиваются к советам взрослых во время игры.
Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие
матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об
опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет
относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его
словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме
можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы
обогащают замысел игры.
Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь
роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может
незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в
результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не
догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где
продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как
покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы
еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Иногда игра, хорошая по теме, приобретает нежелательное направление,
поведение детей не соответствует роли: воспитатель груб с детьми, солдаты
недисциплинированны. Причины такого явления различны. Может быть,
ребенок плохо представляет себе деятельность, характер изображаемого лица
и наделяет его качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть
обнаруживаются его собственные недостатки, грубость,
недисциплинированность. И в том и другом случае необходимо повлиять на
ребенка через образ, дать ему представление о том, как поступает человек,
которого он изображает, как он относится к своей работе, к людям. Педагог
может воздействовать своим примером, стать участником игры. В других
случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.
Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными
поступками. Порой затеваются игры, в которых дети изображают, например,
пьяных, ссоры между соседями. Нельзя допустить этого. Необходимо
отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное,
вызвать у них отрицательное отношение к плохому, чтобы им самим не
хотелось изображать это в игре.
Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать
инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность,
радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого
рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за
него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства
детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком
руководстве успешно развивается игровое творчество.
Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее,
уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре
неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру,
чтобы лучше руководить ею.
Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться
организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен
проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми
ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу
их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при
ознакомлении их с окружающей средой, педагог должен содействовать тому,
чтобы наблюдаемая жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре
своих положительных, лучших сторон.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетноролевой игры детей сводятся к следующему:
Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих
на нем детей.
Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их
обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и
общего развития детей.
Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре
положительных сторон социальной, трудовой жизни.
Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию
речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более
слабых и отстающих детей.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их
содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять
язык детей.
В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться
определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны
овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в
интересах развития детей