Юлия Данченкова
Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» в подготовительной логопедической группе.
Конспект открытого занятия
для воспитателей логопедических групп в рамках проведения РМО
Образовательные задачи:
Цель: 1. Закреплять активный словарь детей в форме грамматических категорий, обозначаемых как «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «слово-дополнение», «маленькое слово».
Публикация «Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы „Зима как время года“» размещена в разделах
2. Закреплять умение образования различных словоформ, соответствующих нормам родного языка: множественного числа именительного падежа, уменьшительно-ласкательных форм, форм родительного, дательного, творительного и предложного падежей единственного и множественного числа, форм родственных слов, согласование количественных числительных с существительными.
3. Закреплять умение согласования коротких 2-словных конструкций без предлога и 3-словных конструкций с предлогом по правилам родного языка.
4. Закреплять умение составления и распространения предложных конструкций по заданной схеме, используя ранее приобретённый опыт.
5. Закреплять умение правильного построения речевого высказывания, соответствующего форме описательно-повествовательного рассказа, составленного по предложенному плану с опорой на предшествующий речевой опыт.
Коррекционные задачи:
1. Совершенствование артикуляционной моторики, автоматизация всех групп звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.
2. Совершенствование микро- и макромоторики, координации речи с движением.
3. Развитие произвольного внимания, мотивации, нацеленности на результат деятельности.
Нравственно – эстетические задачи:
1. Воспитание осознанного чувства ответственности.
2. Воспитание чувства коллективизма.
3. Воспитание любви и уважительного отношения к природе родного края.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки из серии «Времена года» - «Зима» (ФГОС, «Беседы по картинкам» - «Зима» (ФГОС, демонстрационный материал «Зима» (ФГОС, логопедические карточки условных обозначений слов для составления предложений, интерактивная доска, контейнеры и условные «очки» для подсчёта баллов.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Дети заходят в зал под аплодисменты гостей.
Логопед: «Встречайте наших участников! Сегодня к нам пришли воспитанники подготовительной логопедической группы «Цветик – семицветик»! Пожалуйста, занимайте свои места. Ребята, видите, с каким интересом на вас смотрят гости. Вы не против, если мы сегодня проведём не совсем обычное занятие? Тогда предлагаю разделиться на две команды. А раз есть команды, значит – нужны капитаны! Как вы считаете, будет справедливо, если капитанами мы выберем … и …? Осталось придумать название командам. А названия подскажет ваша наблюдательность: что вы видели на улице сегодня утром по дороге в детский сад?) А почему с природой произошли такие чудеса?) Значит, какие названия мы выбираем для наших команд? Конечно, зимние! Пусть 1-ая команда будет называться «Снеговики», а 2-ая – «Снежинки»! А сейчас наши команды поприветствуют гостей. Команда - «Снеговики»! (приветствие команды) : «На лыжи, санки и коньки зовём всех мы – СНЕГОВИКИ!» Команда - «Снежинки»! (приветствие команды) : «Будто лёгкие пушинки, прилетели мы, СНЕЖИНКИ!» (команды занимают свои места за столами).
2. Логопед: Ребята, сейчас я предлагаю устроить соревнование знатоков зимы и выяснить, чья команда о ней больше знает и лучше расскажет! За каждый правильный ответ команде будет засчитываться 1 балл и складываться в призовой контейнер. А в конце игры мы узнаем победителя!».
Задание 1: На экране появляется картинка зимней природы и карточки условных обозначений всех видов слов (предметов, действий, признаков) и командам даё тся задание назвать эти слова: (предварительно дети объясняют, какой вид слова имеет такое обозначение и называют вопрос к нему).
___ (ЧТО) Зима. Мороз. Снег. Лёд. Сугроб. Снегопад. Снежинка. Метель. Вьюга…
======= (ЧТО ДЕЛАЕТ) Приходит, наступает, начинается, морозит, метёт, засыпает, трещит, ….
~~~~~~~(КАКАЯ? КАКОЙ) Морозная, снежная, ледяная, белый, пушистый, лёгкий, искристый, прозрачный….
Задание 2. Логопед: «Слов вы знаете много, настоящие знатоки. Следующее задание: проверим, как вы сумеете изменить эти слова (дети передают снежок друг другу).
Задание: «Изменить слово, чтобы предметов стало больше». Зима – зимы, снег -, лёд -, мороз -, вьюга -, метель -, сугроб -, и т. д. (1-я команда);
Задание: «Назовите слова ласково». Зима – зимушка, снежок, ледок, морозец, сугробик, снежиночка, ….(2-я команда);
Задание: «Соберите родственников слов» : (1-ая) - Снег – снежок, снежинка, снеговик, снегирь, Снегурочка, снегокат… (2-ая) - Мороз – морозец, морозище, Морозко, морозилка, морозный, замёрзнуть…
Задание: «А теперь назовите, чего будет много?» Снега, сугробов, снежинок, льда, метелей, морозов(1-я команда);
Задание: «Чему мы порадуемся?» Зиме, снегу, морозу, льду(2-я команда); Задание: «О чём расскажем?» О зиме, о снеге, о льде, о морозе, … (1-я команда);
Задание: «А чем будем любоваться?» Зимой, снегом, льдом, морозом, снегопадом, снежинками(2-я команда);
Задание: «Посчитайте до 5» : 1 снежинка, … 5 снежинок… (1-я команда);
1 снеговик, … 5 снеговиков… (2-я команда).
Логопед: Молодцы! Обе команды отлично справились. Теперь следующее задание: надо суметь правильно «подружить» слова (на экране появляются карточки с условными обозначениями слов для составления словосочетаний; команды объясняют, какие именно слова нужно назвать) :
Задание 1 -ой команде Задание 2 – ой команде
~~~~~~ --- /\ ~~~~~~ ---
Морозная зима С ледяной горки
Лёгкая снежинка На белом снегу
Сильный снегопад Под прозрачным льдом
…. …
3. Ребята, а вы хотите поиграть с нашими гостями? Тогда давайте загадаем им не просто загадку, а ещё и покажем её. Как вы думаете, сумеют они её отгадать?
(дети встают врассыпную и загадывают загадку, координируя речь с двигательными упражнениями по содержанию текста).
«Он к щекам) моим прирос, отморозил уши, нос, отморозил спину, а потом живот) – вот! Ой, замёрзли руки, а потом и ноги, снежные сугробы встали на дороге… Только любят его дети, он чудесней всех на свете, привезёт подарков воз наш любимый … ( гости: «Дед Мороз)
4. Логопед: «Следующее соревнование нам поможет узнать, какая команда сумеет быстрее и правильнее составить предложения по заданию». (На экране появляется схема предложения; команды отвечают поочерёдно, уточняется вид слов согласно обозначений и их количество).
I======= ~~~~~~~. Началась настоящая зима. Трещат сильные морозы. Падает густой снег. Летят лёгкие снежинки. Сверкает прозрачный лёд. И т. д.
Логопед: «Теперь задание усложняется. Смотрите, какая будет схема предложения и количество слов в нём».
I___ ======= ~~~~~~~. Небо покрыто снеговыми тучами. Реки покрылись прозрачным льдом. Метель наметает высокие сугробы. Деревья укрылись пушистым снегом.
Логопед: «И опять я что – то добавляю. Какое новое слово появилось? Как составить такое предложение?»
I___ ======= /\ ~~~~~~. Мороз гуляет по сосновому бору. Зайцы скачут по глубокому снегу. Снег лежит на еловых лапах. Медведь спит в тёплой берлоге.
Логопед: «Вот это настоящие знатоки! А скажите мне, пожалуйста, какие предложения о зиме были самые интересные: из 3-х, 4-х или 5-ти слов? Правильно: чем больше слов в предложении, тем оно полнее и интереснее!»
5. Логопед: «Осталось последнее соревнование. Пришло время рассказать о зиме всё, что мы знаем о ней, как о времени года. А помогут нам наши зимние картинки. Начинает 1-я команда (рассказ по плану с опорой на сюжетные картинки, а продолжает 2-я команда.
1. Картинка поздней осени;
2. Картинки всех зимних месяцев;
3. Картинка декабрьского месяца;
4. Картинка зимней природы;
5. Картинка животных зимой;
6. Картинка зимних игр и забав детей;
7. Картинка новогодней ёлки в детском саду;
«Закончилась осень и наступила зима. Она длится 3 месяца: 1-ый зимний месяц – декабрь, 2-ой месяц – январь, 3-ий месяц – февраль. Сейчас 1-ый зимний месяц - декабрь. День стал самым коротким, а ночь – самой длинной, потому что солнце встаёт поздно, а заходит очень рано. Дни стоят пасмурные, потому что небо покрыто серыми тучами. Начались морозы, потому что подул северный ветер. Вода в лужах, в прудах и на реках замёрзла и превратилась в лёд. Начались снегопады и метели. Снега выпадает очень много и на земле появляются высокие сугробы. Звери надели новые шубки: заяц стал белым, а белочка – серой. Теперь их не заметят волк и лиса. Медведь крепко спит в тёплой берлоге. Для детей наступила весёлая пора, потому что можно кататься с горки на санках, на лыжах, на коньках, снегокатах, ледянках… Можно лепить снеговиков, снежные крепости, играть в снежки… А ещё в декабре мы встречаем Новый год. К нам приходят Дед Мороз и Снегурочка и приносят подарки. Они веселятся вместе с нами у новогодней ёлки. Мы очень любим зиму и всегда ей рады!»
Логопед: «Какой замечательный рассказ о зиме у вас получился! Теперь все поняли, что вы - её настоящие знатоки! Не зря призовые коробочки у обеих команд полные (продемонстрировать, значит, и зима порадует вас всей своей красотой! А чтобы гости запомнили о нашем соревновании, напомните им, пожалуйста, что мы сегодня делали? Сначала, потом, в конце соревнования …» (дети самостоятельно подводят итог).
Логопед: «Уважаемые гости, вы всё запомнили? Мы благодарим вас за внимание и прощаемся. Дети хором произносят: «До свидания!»
(организованно выходят из зала)