Получи документы

Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей (10 фото)

Елена Юрьевна Юртаева
Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей

I. Актуальность метода моделировании при формирования

представлений о времени у дошкольников.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность.

Это умение создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Публикация «Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей» размещена в разделах

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют лучшему осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к условиям жизни.

Вместе с тем, специфические особенности времени как объективной реальности затруднены для восприятия детьми. Время всегда в движении, его нельзя задержать и «показать». Поэтому в педагогической практике встаёт вопрос: «Как показать ребёнку время?»

Время воспринимается ребёнком опосредованно, через постоянно повторяющиеся явления жизни и деятельности, а навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта ребёнка.

Для успешного формирования у детей правильных представлений о времени был использован метод моделирования. Почему был использован именно этот метод? Исследования детских педагогов и психологов, в частности А. М. Вербенца, говорят о том, что ребёнок использует разнообразные средства познания, в том числе и моделирование. Наглядность, образность моделей, возможность практических действий с ними повышают интерес детей к занятиям. Ребёнок при этом легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, успешно развивается как личность.

Возможность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяет воспитателю развивать в детях умение творчески осваивать содержание занятий, накапливать опыт познания, повышать интерес к познанию, постепенно усложнять познавательный материал.

Назначение моделей – облегчить ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны. Это один из наиболее перспективных методов умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника имеет предметную образность и наглядную конкретность.

Метод моделирования открывает перед педагогом дополнительные возможности при формировании представления детей о времени.

II. Цели использования метода моделирования для формирования представлений о частях суток:

1) формировать умение использовать модели для обозначения единиц

времени - частей суток;

2) формировать умение соотносить особенности определённых

отрезков времени с их графическим отображением;

3) развивать у детей умение использовать символические средства

для познания окружающего мира;

4) с помощью моделей развивать логическое мышление детей путём

анализа связей между явлениями и их обозначениями.

5) воспитывать у детей интерес к окружающему миру, способность

адаптироваться к нему;

6) воспитывать дисциплинированность, умение действовать в

соответствии с правилами, режимом, расписанием;

7) воспитывать умение действовать в коллективе.

III. Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей

При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам.

На первом этапе детей учат различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, сон и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.

Используются следующие методы и приёмы:

- рассматривание с детьми картинок и фотографий, изображающих их

деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени

словом (утро, день, вечер, ночь);

- использование стихов, загадок, рассказов про части суток;

- беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью;

- наблюдение за освещенностью и положением солнца в разное время суток.

На этом этапе применяется набор из 4-х картинок, с изображением деятельности детей, характерной для каждой части суток (фото №1, левый столбец). При показе этих картинок часть суток обозначается словом.

Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей

Фото №1. Наглядное пособие в учебной зоне для формирования

у детей понятия «Части суток».

Постепенно дети начинают самостоятельно обозначать словом картинку, изображающую деятельность человека в определенное время суток. Эти слова наполняются для детей конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску, они начинают пользоваться ими в своей речи.

При длительном знакомстве с частями суток их название связывается не только с содержанием деятельности человека, но и с такими объективными показателями, как явления природы. Например, с положением солнца на небе, освещённостью неба, с разной окраской окружающего мира в разное время суток.

Эти явления природы и легли в основу создания комплекта из 8 карточек-моделей для изучения частей суток. Изготовлены модели 2-х типов по 4 карточки в каждом. Между карточками обоих типов имеется взаимно-однозначное соответствие.

Первый тип карточки-модели называется модель-«окно». Каждой части суток соответствует своя карточка-модель. Она представляет собой определённым образом окрашенный прямоугольник с изображением солнца.

Второй тип карточки-модели называется модель-«лепесток». Каждой части суток также соответствует своя карточка с изображением полукруглого лепестка определенного цвета.

При знакомстве детей с карточками-моделями первого типа обращается внимание на то, что карточка похожа на окошко, в которое заглядывает солнышко (приём ассоциаций) и из которого видно: светло на улице или темно.

Обращается внимание детей на положение солнца на небе в разные моменты времени (солнце «встает», «поднимается», «садится», на его окраску, цвет неба и т. д.

На основе этого сенсорного ориентира детям старшего возраста предлагается обозначить часть суток более сокращенной по величине моделью – изображением лепестка определенного цвета. В дальнейшем, познакомившись со всеми частями суток, дети составляют из моделей-«лепестков» цветы, что сообщает обучению игровой момент.

Таким образом, карточки-модели для частей суток имеют следующий вид:

Часть суток Модель-«окно» Модель-«лепесток»

- «УТРО» Розовое солнце изображено Лепесток розового цвета

частично в нижней части

«окна» на розовом фоне

- «ДЕНЬ» Красное солнце изображено Лепесток красного цвета

полностью в верхней части

«окна» на белом фоне

- «ВЕЧЕР» Бордовое солнце изображено Лепесток серого цвета

частично в нижней части

«окна» на сером фоне сумерек

- «НОЧЬ» Звезды изображены на Лепесток черного цвета

черном фоне ночного неба

На фото №1, №2, №3 для каждой части суток представлены картинка с изображением трудовой деятельности человека и соответствующие ей карточки-модели: модель-«окно» и модель-«лепесток».

Фото №1 Актуальность метода моделировании при формирования представлений о времени у дошкольников

Фото №2. «Ночь – часть суток от вечера до утра».

Фото №2 Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность

Фото №3. Рассказ ребёнка «по картинке» о последовательности

частей суток.

Далее в процессе обучения разъясняется последовательность смены частей суток. К этому времени у детей уже сформированы прочные связи - ассоциации моделей и частей суток, поэтому, раскладывая лепестки-модели в определённом порядке, дети наглядно представляют себе последовательный переход одной части суток в другую.

Для закрепления этих знаний используются следующие изготовленные нами НАСТОЛЬНЫЕ игры:

Игра «Подбери пару». Ребенок должен подобрать модель-«окно» к картинке, изображающей деятельность человека в определенное время суток, и пояснить свой выбор.

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

- развить речь и логическое мышление.

Игра «Подбери тройку». Ребенок должен подобрать модель-«окно» к

картинке и к модели-«лепестку» и объяснить свой выбор (см. фото №4 и фото №4).

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

- развить речь и логическое мышление.

Фото №3 Это умение создаёт основу для развития таких качеств личности как организованность целенаправленность собранность необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни

Фото №4.

Фото №4 Публикация Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей размещена в разделах Сутки

Фото №5.

Игра «Составь правильно цветок». Составляя «цветок», ребенок должен расположить модели-«лепестки» слева направо (или по часовой стрелке) таким образом, чтобы цвет лепестков правильно отображал смену частей суток в природе (см. изображение «цветка» на коробке 4 фото №6).

Цель: закрепить знания о последовательности смены частей

суток.

Фото №5 Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затруднены для восприятия детьми

Фото №6. Игра составь цветок из модели лепестков: «Части суток».

Кроме того, с детьми можно проводить следующие игры СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Игра «Встаньте парами». По сигналу воспитателя каждый ребенок выбирает себе или ОДНУ картинку с изображением деятельности человека, или ОДНУ модель-«окно». Затем дети встают парами так, чтобы у каждой пары была картинка и соответствующая ей модель- «окно».

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

- научить ориентироваться в пространстве;

- научить взаимодействовать с коллективом.

Игра «Встаньте тройками». По сигналу воспитателя каждый ребенок выбирает себе или ОДНУ картинку с изображением деятельности человека, или ОДНУ модель-«окно», или ОДНУ модель-«лепесток». Затем дети группируются по трое так, чтобы выбранные ими картинки и модели соответствовали друг другу (см Фото № 7 «Утро», Фото № 8 «День», Фото № 9 «Вечер», Фото № 10 «Ночь»)

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

- научить ориентироваться в пространстве;

- научить взаимодействовать с коллективом.

Фото №6 Время всегда в движении его нельзя задержать и показать

Фото № 7

Фото №7 Для успешного формирования у детей правильных представлений о времени был использован метод моделирования

Фото № 8

Фото №8 Почему был использован именно этот метод Исследования детских педагогов и психологов в частности А

Фото № 9

Фото №9 Вербенца говорят о том что ребёнок использует разнообразные средства познания в том числе и моделирование

Фото № 10

Игра «Живые части суток». По сигналу воспитателя каждый ребенок

выбирает себе карточку-модель какой-либо части суток. Затем дети

группируются по 4 человека таким образом, чтобы у них в группе были

все карточки-модели для одних суток. Дети встают друг за другом

так, чтобы имеющиеся у них карточки-модели правильно отображали

смену частей суток

Цель: - закрепить знания о последовательности частей суток;

- научить ориентироваться в пространстве;

- научить взаимодействовать с коллективом.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию представлений о частях суток «Волшебная дорожка»Дидактическая игра по формированию представлений о частях суток «Волшебная дорожка» Цель игры: Расширить представления детей о частях суток и их последовательности. Развивать творческое воображение. Ход игры: Воспитатель.

Сказка о частях суток «Четыре принцессы» Математическая сказка «Четыре принцессы» Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой, высокой горе в прекрасном замке жили четыре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей
Опубликовано: 15 июня 2015 в 21:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД