Получи документы

Методика создания и использования уголков уюта и уединения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Наталия Ракульцева
Методика создания и использования уголков уюта и уединения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития системы дошкольного образования модернизация материальной базы, повышенное требование к профессиональному уровню педагогических кадров, актуализирует интерес к проблеме развития детской личности. Изменяющийся социум предъявляет новые требования к самосознанию растущего человека, что инициирует новое содержание деятельности и предполагает создание и внедрение в образовательный процесс современных стратегий, которые сочетают прогрессивные и креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Публикация «Методика создания и использования уголков уюта и уединения в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня, происходит активный процесс модернизации всей системы дошкольного образования. Исходя из этого новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является поистине революционным, он в корне меняет наше представление о дошкольном образовании в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также ориентирует дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате.

Предметное обращение к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а именно общим положениям первого раздела пункта 1. 6 позволяет выделить одну из самых актуальных задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Для успешного решения этой задачи должна содействовать развивающая предметно-пространственная среда.

ФГОС ДО также рекомендует:

п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

п. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Таким образом следуя рекомендациям ФГОС ДО в каждой группе дошкольной организации необходимо создать «Уголок уединения».

Для создания «Уголка уединения» педагог должен руководствоваться следующими требованиями:

1. не должен находиться рядом с активной деятельностью (дверь, кухня, активная зона);

2. в уголке должно быть светло;

3. уголок должен быть отделен ширмой, прозрачной шторой, чтобы видеть чем занимается ребенок;

4. необходимо разработать правила пребывания в уголке, оформить табличкой «Свободно-занято»;

5. наполняемость должна регулярно меняться.

При оформлении «Уголка уединения» педагог должен также ориентироваться на возраст воспитанников.

Для детей старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д. Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.

Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" - для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).

2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.

3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Оснащение «Уголка уединения» в старшем дошкольном возрасте.

- набор бумаги для разрывания;

- ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко);

- мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

- светильники-ночники;

- подушки - «плакушки», подушки- «думки»;

- дидактические игры.

Таким образом, «Уголок уединения» является значимым и эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. Благодаря «Уголку уединения» улучшается психологический климат в группе, развивается эмоциональная саморегуляция у детей, реализуется право на отдых.

Список литературы.

1. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая/ Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3. - С. 4-13.

2. Дьяченко, О. М. Психическое р азвитие до школьников. - М. : Педагогика, 2014. - 1 28 с.

3. Каткова А. Ю. Уголок уединения как условие создания позитивного психологического климата в группе //Молодой ученый. – 2018. - №12.7. – с. 69-73.

4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л. Г. Киреева. - Волгоград, 2015. – 143 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. – 2015. - № 5. с. 3-44.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел»Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел» Уважаемые коллеги! Предлагаю посмотреть фотоотчет, который я назвала «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел!» Мы с ребятами нашего.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Предлагаю Вашему вниманию Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель. Обучение.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участкеОбруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участке Одним из приёмов физического развития дошкольников являются упражнения с обручем. Обруч был изобретён в Америке. Другое его название хула.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика создания и использования уголков уюта и уединения в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2021 в 15:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД