МААМ-картинки

Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда

елена гацких
Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда

Комментарий к презентации "Традиционные методы автоматизации звуков".

1 слайд.

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из самых важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

2 слайд

Публикация «Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда» размещена в разделах

Автоматизация – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельной речи.

Продолжительность этапа автоматизации звука в первую очередь зависит от сложности речевого дефекта у ребенка и его индивидуальных особенностей.

3 слайд.

При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность, т. е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.

4 слайд.

Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Предлагаем рассмотреть традиционные методы автоматизации звука.

5 слайд.

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации. Например, "Заведи моторчик", при автоматизации звука Р.

6 слайд.

"Песенка змеи" при автоматизации звука Ш.

7 слайд.

И многие другие игры. На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

8 слайд.

Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в следующей последовательности: в прямых слогах, обратных слогах, в слогах с интервокальной позицией согласного, в слогах со стечением согласных. Автоматизацию смычных и смычно-щелевых звуков начинают с включение звука в обратные слоги, после чего переходят к прямым.

9 слайд.

Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения в игровой форме. Например, " Помоги собачке добраться до косточки".

10 слайд.

"Повтори песенку кота" .

11 слайд.

И многие другие игры.

При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

12 слайд.

Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями. Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию - в начале слова, конце и середине. Исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце слова, поскольку в этом случае имеет место оглушение звонкого согласного. Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры.

13 слайд.

Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Например, "Звуковая улитка".

14 слайд.

"Логопедическое лото"

15 слайд.

И другие игры. Кроме задач по развитию фонематического анализа и синтеза, на этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных, образование относительных имен прилагательных и др.

16 слайд.

Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих занятиях словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа проводится посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т. е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.

17 слайд.

Например, упражнение "Исправь предложение".

18 слайд.

Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и др.

Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.

19 слайд.

Основная форма работы по автоматизации звука - индивидуальное занятие. допустимо на индивидуальных занятиях объединять детей по сходным дефектам. структура индивидуального занятия представлена на слайде. Хочется отметить, что на более поздних периодах работы в артикуляционную гимнастику включаются специальные упражнения для формирования артикуляционного уклада другого последующего звука.

20 слайд.

Не менее важным этапом в коррекционной работе логопеда является этап дифференциации звуков. Дифференциацию звуков проводят в том случае, когда у ребенка парасигматизм, т. е. идет замена звуков.

21 слайд

Работа по дифференциации звуков также предполагает использование различных упражнений и игр.

Важно отметить, что на этапе дифференциации звуков идет большая профилактическая работа по предупреждению нарушений у ребенка письма и чтения, т. е. профилактика дисграфии и дислексии.

22 слайд.

На следующем слайде представлены ошибки при автоматизации звуков, они есть и в ваших буклетах. Хочется обратить особое внимание, на ошибку, когда звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе и неправильно подобранном речевом материале, т. е. присутствие в нем двух и более дефектных звуков.

23 слайд.

При подборе речевого материала логопедам следует обратить внимание на "Картотеку упражнений по автоматизации и дифференциации звуков" под редакцией Перегудовой и Османовой, в котором соблюдены требования по подбору речевого материала

24 слайд.

Замечательный материал для автоматизации и дифференциации звуков представлен в пособии "Логопед дома" под редакцией Ткаченко.

25 слайд.

Многие логопеды побывали на курсах Ткаченко, которые проходили в феврале 2013г. в городе Челябинске. На фото вы видите саму Т. А. Ткаченко в окружении учителей-логопедов г. Копейска.

26 слайд.

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволяет существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

О взаимодействии учителя-логопеда со специалистами и семьей расскажет учитель-логопед д/с №18 Наталья Александровна Александрова.

Прикреплённые файлы:

tradicionye-priemy_lo3qg.pptx | 7395,95 Кб
 
Публикации по теме:

Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ФИАЛКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических.

Интегрированная коррекционно — развивающая деятельность учителя — логопеда и воспитателя в коррекционной группе. Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда» Дмитриева М. Е., учитель-логопед.

Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшей коррекционной группы по автоматизации звука [Ж] Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях. Цель: Закреплять правильное произношение звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников Дошкольный возраст – важный период в нравственном, психическом и речевом развитии личности ребенка. С момента рождения ребенка окружает.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей в использовании нетрадиционных форм для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ Использование сказкотерапии в коррекционной работе Все дети любят сказки. Ведь с помощью неё ребёнок знакомится с миром, который ему не.

Использование музыкально-художественной деятельности в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Улыбка» общеразвивающего вида» Учитель –логопед Ерофеева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда
Опубликовано: 21 октября 2015 в 11:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД