Получи документы

Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Ирина Зайцева
Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар

«Становление интеллектуальных способностей

и развитие познавательных интересов старших дошкольников

в рамках формирования математических знаний».

Подготовила и провела:

Ирина Анатольевна Зайцева, старший воспитатель,

высшая квалификационная категория

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №6 «Калинка»,

г. Дмитров, Московская область

Публикация «Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП» размещена в разделах

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет формирование интеллектуальных способностей.

Что же такое «интеллектуальные способности»? Это такие способности, которые предполагают наличие у ребенка определенного кругозора и запаса конкретных знаний. Ребенок овладевает восприятием общего и целого, умением классифицировать изучаемый материал, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника происходит так же, как и способность к обучению. Всем известно, как важно начинать развитие интеллектуальных способностей с младенческого возраста, ведь от этого зависит вся будущая жизнь ребёнка. По данным психологов к 4 годам интеллект формируется на 50 %. Дошкольный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Разновидностью интеллектуальных способностей являются познавательные способности.

Познавательные способности

К познавательным способностям относятся :

Способность восприятия (перцептивные способности) – они помогают формировать образ предмета объективной действительности.

Способность прогнозирования. Неотъемлемым компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является цель, которая выступает в качестве движущей силы развития. Поэтому в теории и практике развивающего обучения особое значение придается постановке целей взрослым, принятию и осознанию их ребенком. Именно цель определяет характер учебной деятельности ученика.

• Мыслительные способности.

Структуру мыслительных способностей составляет :

1. гибкость (подвижность) мыслительных процессов;

2. темп развития мыслительных процессов;

3. быстрота - скорость протекания мыслительных процессов; самостоятельность - умение видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

Вместе с тем следует отметить, что большинство так называемых качеств ума относятся не столько к характеристикам продуктивности мышления, сколько к свойствам личности, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности в целом.

Способность памяти (мнемические способности).

Память делят на произвольную и непроизвольную; механическую и смысловую; кратковременную и долговременную; двигательную, эмоциональную, наглядно-образную, словесно-логическую.

Из этого следует, что основная цель работы воспитателя - активизации познавательных способностей ребенка. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить ребенка к умению самостоятельно пополнять знания.

А так как все способности человека развиваются в процессе деятельности, то нет другого пути развития познавательных способностей детей кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность ребенка в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – цель деятельности воспитателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Поэтому, заботясь о развитии ребенка, нужно чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей ребенка. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь детям, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил ребенка, превышающие его возможности, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у детей веру в свои силы и способности.

Таким образом, интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Содержание математического развития.

Определения словарей, поясняющие значение слова математика романтичны. Словарь живого великорусского языка В. В. Даля: «Математика ж. - наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; - чистая, занимается величинами отвлеченно; - прикладная, прилагает первую к делу, к предметам…».

«Математика (от греч. mathema - знание, учение, наука, наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира.

Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Венгера Л. А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».

Из исследования Е. И. Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Щербакова Е. И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

1. приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

2. формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

3. формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

4. овладение математической терминологией;

5. развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитатель должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Таким образом, математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. В какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, но происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным, т. е. получать в результате «поголовное» высокое математическое развитие у всех детей.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Цель:

Формирование математических знаний у дошкольников.

Задачи:

Совершенствовать представления детей о множестве, отношении части и целого на основе выделения различных частей множеств, их сравнения и объединения в целое;

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, сравнения чисел.

Развивать представления о длине, ширине, высоте предметов.

Учить характеризовать особенности знакомых геометрических фигур.

Совершенствовать пространственные и временные ориентировки.

(по программе «От рождения до школы»)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 «Калинка»

141800, Московская обл., г. Дмитров, мкр. ДЗФС, тел. 8(496)223-80-00

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

(образовательная область «Познание» - ФЭМП)

«Возникновение письменности»

Подготовила и провела:

Ирина Анатольевна Зайцева, старший воспитатель,

высшая квалификационная категория

г. Дмитров

2012-2013 учебный год

Цель: Формирование математических знаний у старших дошкольников.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения цифр.

- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков.

- Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач

- Учить отгадывать математические загадки.

Развивающие задачи :

- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма.

- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа:

- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках

- Разгадывание математических ребусов.

- Решение задач.

Материал и оборудование:

Мультимедийное оборудование, видеопрезентация, карточки с цифрами, звезды с буквами, танграм

Методические приё мы:

Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.

Наглядные: рассматривание изображений слайдов.

Практические: работа с карточками, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.

Игровые: создание игровой ситуации.

Ход занятия:

Воспитатель: У нас сегодня необычный гость - это Царь Считай из волшебной страны «Математика». Он приглашает нас в свою страну, потому что ему хочется с вами познакомиться. Он считает, что вы уже взрослые и много знаете про математику. Но прежде, чем мы отправимся туда, необходимо ответить не вопрос царя. А вы знаете откуда появились цифры? Хотите узнать? Тогда нам нужно отправиться в путешествие по времени. Вы согласны?

Рассказ воспитателя.

Возникновение письменности (слайд 1)

Давным-давно у первобытных людей не было письменности, не было ни букв, ни цифр. Каждую вещь, каждое действие изображали рисунком. Это были реальные рисунки, отображающие то или другое количество (слайд 2).

Постепенно они упрощались, становились все более удобными для записи. Появились иероглифы, они использовались при записи чисел (слайд 3). Их использовали древние египтяне, с помощью иероглифов изображались боль-шие числа. Однако для более удобной записи нужны были другие значки. Происхождение цифр у каждого народа различное.

Первые цифры встречаются более чем за 2 тыс. лет до н. э. в Вавилоне. Вавилоняне писали палочками на плитах из мягкой глины и потом свои записи высушивали. Письменность древних вавилонян называлась клинописью. (слайд 4) Клинышки размещались и горизонтально, и вертикально в зависимости от их значения. Вертикальные клинышки обозначали единицы, а горизонтальные, так называемые десятки — единицы второго разряда. (слайд 5)

Некоторые народы для записи чисел использовали буквы. Вместо цифр писали начальные буквы слов-числительных. Такая нумерация, например, была у древних греков (слайд 6). А римская нумерация сохранилась и дошла до наших дней (слайд 7). Хотя теперь римские цифры встречаются не так часто: на циферблатах часов, для обозначения глав в книгах, столетий, на старых строениях и т. д. (слайд 8) Римская нумерация весьма удобна для записи чисел, но почти не пригодна для проведения вычислений. У некоторых народов запись чисел осуществлялась буквами алфавита. Старинная русская нумерация также была алфавитной.

Сейчас существует индийская система записи чисел. (слайд 9) Завезена она в Европу арабами, поэтому и получила название арабской нумерации. Арабская нумерация распространилась по всему миру, вытеснив все другие записи чисел. В этой нумерации для записи чисел используется 10 значков, которые называются цифрами. Девять из них обозначают числа от 1 до 9. (слайд 10)

Динамическая пауза:

А теперь немного подвигаемся

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками,

Руки вниз и руки вверх,

Мы летим быстрее всех (машут руками, как крыльями).

Чтобы ноги не болели,

1- присели, 2- присели,

3, 4, 5 и 6 (приседаем)

Вместе дружно мы идём (ходьба на месте)

И садимся мы потом (садимся за столы)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Умеют все ребятки

С носочка встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Нагнуться, разогнуться.

Вот так, вот так!

Вот так мы умеем! Да, ребятки?

Ну, а теперь отправляемся в гости к царю Считаю.

Воспитатель: Добраться до страны Математика» непросто. Нам предстоит преодолеть много препятствий, ответить на много вопросов, решить трудные задачи. Вы готовы к этому! Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? И еще давайте посоревнеумся, узнаем, кто же у нас настоящий знаток математики. Вы так удачно сели – получилось две команды, названия такие интересные («Знайки», «Почемучки»). За каждый правильный ответ вы будете получать звезду, они не простые, но это узнаете позже. Готовы? Все задания нам прислал царь Считай, а начнем с разминки. Слушаем очень внимательно.

У бабушки Маши внучка Даша,

Кошка Пушок, собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки Маши?

Как вы думаете?

Кто думает по- другому?

Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок?

- Вы согласны с ответом?

- Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки.

Слушаем следующую задачу:

Над рекой летели птицы,

Голубь, щука, 2 синицы.

Сколько птиц летело.

Шесть ворон на крышу село,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

(Выставить картинку к задаче).

Решение: 6+1=7 (дублируем на доске).

(Полный ответ к решению задачи спросить у 2-3 детей).

Пять пушистеньких щенят

Все в корзиночке лежат,

А один решил сбежать –

Сколько их останется лежать?

(Выставить картинку).

Решение: 5 – 1=4

1).Сколько ушей у двух мышей?

2).В лесу рос дуб. На дубе было две ветки. На каждой ветке по два яблока. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось на дубе?

3)Цыпленок, стоя на одной ноге, весит 1 кг, а сколько он весит, стоя на двух ногах?

4) На заборе сидело три воробья, к ним прилетели еще два. Кот Васька подкрался, прыгнул, хотел схватить воробушка. Сколько воробьев осталось сидеть на заборе?

А теперь веселая разминка «Посчитайте белок».

Дети становятся в круг, в середину встаёт один ребёнок, можно его выбрать методом считалки, ему завязывают глаза. Все дети читают стихотворение:

- Вот огромное дупло,

В нём и сухо и тепло.

В нём для белок место есть,

Посчитай их ровно….

Второй выбранный ребёнок хлопает в ладоши, а тот, кто в середине круга считает хлопки и говорит ответ.

Предлагаю вам задание следующее.

(детям раздать карточки с цифрами красного и синего цвета от 1 до 9, на полу стоят два ориентира таких же цветов).

- По команде «Цифры, стройся в ряд!» вы должны построиться, начиная от ориентира в обратном порядке. Цвет цифр должен соответствовать цвету ориентира. (игру повторить два раза, затем дети садятся на места.)

-Идем дальше. Но путь нам преграждает огромная куча камней. Как же нам пройти дальше.

(на экране «камни» с изображенными на них числами от 1 до 10).

- Разобрать завал из камней мы сможем, если вы правильно выполните задание.

Уберите камень с числом, которое стоит после числа 3;

Уберите камень с числом, которое стоит между числами 7 и 9;

Уберите камень с числом, которое на 1 больше, чем 8;

Уберите камень с числом, которое на 1 меньше, чем 6;

(дети и убирают нужный «камень»).

- Остался последний камень. Как можно сказать про число, которое изображено на этом камне? (Ответы детей).

Дети получают звезду.

Следующее задание:

- В моем царстве построили новый дом.

- Но жители-числа никак не могут договориться, кто где должен жить в этом домике?

Появился новый дом,

Числа поселились в нем,

Кто соседи у меня?

Помогите мне, друзья!

(На экране демонстрационный домик, он каждый разменяется).

- На первом этаже в одном окошке стоит число 5, в другом – нет числа, в следующем – 7, кто живет посередине. Какую цифру вы напишите в этом окошке?

- Заселите соседей на каждом этаже дома.

(Дети выполнившие задание быстро, могут помочь другим).

Царь Считай.

- Спасибо, ребята! Вы помогли помириться всем числам. За это вам полагается награда. Вы снова получаете звезду.

А теперь вам пора возвращаться в детский сад.

Пришло время поработать с фишками, я говорила вам, что они не простые. Из них нужно сложить изображение, но какое я вам не скажу. Начинайте, а мы посмотрим, что получится.

Итог: Вот мы и дома. А теперь мы отдохнем и стихи для вас прочтем (чтение стихотворения про цифры С. Маршак)

А похожа единица на крючок,

На гвоздь, на спицу

И еще немного, может,

На свечу она похожа.

А вот это - цифра два,

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков,

Состоит из двух крючков.

Гляди – четыре – это стул,

Который я перевернул.

Это – фокусник пятерка,

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется – раз и два! –

Обернется цифрой два.

- Что вам понравилось больше всего во время путешествия?

- Какое задание оказалось наиболее трудным?

Вы сегодня дружно выполняли задания, помогали друг другу – это здорово.

А наше путешествие давайте закончим математической песенкой.

Песня «Дважды два четыре» В. Шаинского.

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
Опубликовано: 22 мая 2013 в 19:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зайцева (УИ 14797) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД