МААМ-картинки

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ

Марина Очирова
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы :

Публикация «Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ» размещена в разделах

Здоровьесберагающие технологии;

Трилингвальная технология

игровые технологии;

триз-технология;

групповой сбор;

организация ОД по центрам активности;

технология деятельностного подхода;

технология исследовательской деятельности;

ИКТ.

В нашем детском саду приоритетным направлением является здоровьесбережение, созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием инструктора по физической культуре. В нашем детском саду постоянно осваивается комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития, проходят мероприятия по укреплению и сохранению здоровья в которых являюсь активным участником.

На территории детского сада в зимний период открывается Зимний спортивный комплекс, где дети с удовольствием катаются на коньках, на санках, лыжах, играют в хоккей. В летней период дети катаются на роликовых коньках, велосипедах, самокатах и др., играют в волейбол, футбол, баскетбол. В этом году был организован еженедельный выезды в бассейн ФСК, где я являюсь ответственным за организацию и постоянным сопровождающим. Совместно с инструктором ФИЗО организуем спортивные развлечения и соревнования, самым значимым было соревнования на коньках «Сияние льда», а так же совместно с детьми участвую в соревнованиях и конкурсах проводимых на различных уровнях, «Байкальский образовательный фестиваль», «Традиционный Байкальский веломарафон», «Дети театра 03». и др.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому в моем приоритете игровые технологии Игровая деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций, а игре дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья,Гараж моего папы, Автозаправка, Кафе, Салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строют различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживатся» в роль. Для развития мыслительных умений: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательных процессов и творческих способностей детей использую, «Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт».

Так же в своей работе использую Триз –технолигию. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни. Целью ТРИЗ-технологи является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. С детьми я использую круги Луллия («Животные», «Назови букву», «Профессии», а так же на английском и бурятском языках «Оpposite», «», «ММЧ», «Метод фокальных объектов», «Метод системного анализа», а так же загадывание и составление загадок по таблицам и множество разных игр на разные тематики,. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Детям они очень нравятся.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор, где дети решают и обсуждают, чем они хотели бы заниматься сегодня, сами вырабатывают правила поведения, распределяют роли, выбирают, кто, за что будет отвечать, и что будут делать.

Групповой сбор

В начале утреннего сбора ребенку предоставляется возможность самостоятельно принять решение об участии или не участии в общей деятельности. Когда все участники поприветствовали друг друга, начинается игровая деятельность. Игру может предложить как воспитатель, так и ребенок, например «Я, превращаюсь», «Кто я?», «Снежный ком», «Связующая нить», «Телеграмма» и др. Дети могут применить свой индивидуальный подход во время игры или предложить собственное решение. Право выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать – всё это дети могут во время обмена новостями. Затем переходим к планированию дня, выбору темы, где каждый ребенок может предложить свою тему проекта, принять участие в совместном планировании, которое будет определять деятельность всей группы. Все идеи детей фиксируются воспитателем. Возле каждой идеи ставится имя автора, а детям предлагается ответить на 3 вопроса («Модель трех вопросов») :

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать? Что мы сделаем, что бы узнать?

Ответы детей Ответы детей Ответы детей

В итоге (голосованием, обсуждением) выбираются темы, которые интересны большинству детей группы. Далее подбираются содержание, формы и виды деятельности по данным проектам. Завершается проект презентацией, оформлением предметно-пространственной среды (Центра) и анализом деятельности. Ребенок сам может решить, как он хотел бы использовать выбранную работу: отнести маме, разместить на выставке в группе, продолжить работу позже и др. Групповой сбор может длиться от 10 до 30 минут, детям не задаются жесткие рамки, вся структура сбора так же подвижна и зависит от того, какие цели были выделены, насколько хорошо всем вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. В течение дня групповых сборов может быть несколько.

Таким образом, технология утреннего ежедневного детского сбора позволяет выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать. Дает возможность распланировать день с учетом интересов детей. После проведения сбора определяется тематика проектов, часть проектов дети выполняют совместно с родителями, полученные результаты презентуют, другая часть более масштабных проектов реализуется в группе т. е. вид деятельности, которым будут заниматься дети конкретно в данный день может быть определен тремя способами: по выбору родителей, через копилку Х-файлов, по выбору детей на групповом собрании, через проектную деятельность и по выбору педагога, через ситуации провокации.

В этом учебном году воспитательно-образовательная деятельность детей осуществлялась по центрам активности. Каждый воспитатель, а так же узкие специалисты выбрали себе одно направление деятельности, в итоге было открыто 12 центров: изо, лепка, аппликация, безопасность, конструирование, опыты, речевик, музыкальный, физкультурный, английского языка, психология. Одновременно в детском саду было организовано единое образовательное пространство. Все дети после беседы с воспитателем, выбирали интересный им центр активности, отмечали в планинге и шли на центр, для удобства заполнения планинга каждый центр имеет свое обозначение и цвет. Маршрут в группы указывают стрелки, по которым дети свободно передвигаются по центрам. Задача воспитателя заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребенка. Воспитатель в совместной деятельности выступает в роли ассистента, или партнера.

Для удобства работы в центрах нами была разработан «Baby box». «Baby box» представляет с собой индивидуальную папку на каждого ребенка, в которой находится необходимый материал для работы в центрах (например, клей, бумага, карандаши, фартуки и т. д.).

Мною был выбран центр конструирования, где главной целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей

Детский сад работает по трилингвальной технологии, которая предусматривает изучение языков, через включение учителей бурятского и английского языков в образовательную деятельность при помощи так называемого вливания в образовательную деятельность. Если во время моего центра входит учитель английского или бурятского они подключаются к этой теме, проблеме или обсуждению переводя разговор на изучаемый язык. Утренний прием детей мы начинаем с взаимного приветствия друг друга на русском, английском и бурятском языках. Одновременно идет и процесс приобщения и родителей к трем языкам через приветствие, беседы о погоде, настроении, самочувствии, детях. Зарядку мы проводим так же поочередно на всех трех языках. Педагоги английского и бурятского языков присутствуют с детьми во время всех режимных моментов, разговаривают с детьми по-английски, комментируют действия и таким образом в процессе непосредственного общения происходит приобщение и освоение языка.

Технология исследовательской деятельности

Технология исследовательской дееятелньости дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

С помощью этой технологии я предоставляю ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

В процессе познавательной деятельности дети расширяют свои представления не только о своей родине и родном крае, а также познают историю в определенных временных рамках прошлого и настоящего.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Образовательная среда в моей группе организована таким образом, что в режимных моментах, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Еще одним эффективным методом является проектная деятельность, которую так же использую при работе с детьми. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Эти великие вулканы», «А у нас новый год», «Вместе сбережем лес», «Путешествия по материкам». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений, например, виртуальная экскурсия на тему «Мой город Улан -Удэ», «Профессии» Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей в сохранении физического здоровья дошкольника «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Методы и формы организации деятельности воспитанников "Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства". «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Активные формы и методы работы с родителями в современном ДОУ В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.

Инновационные формы партнерского сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников Основную часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, и важно, чтобы педагог и родители стали союзниками и единомышленниками, согласованно.

Консультация для воспитателей ДОУ «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание – это.

Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ 1. Понятие о методах воспитания Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют.

Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Для своевременного развития сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Дети с большим.

Традиционные методы организации работы в ДОУ Остановимся на наиболее распространённых формах методической работы, чтобы выделить особенности, подчеркнуть необходимость каждой в целостной.

Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 10:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД