Папки-передвижки

Кружок «Веселый каблучок». Методы и приемы преподавания игровой музыкально-ритмической деятельности

Оксана Надточьева
Кружок «Веселый каблучок». Методы и приемы преподавания игровой музыкально-ритмической деятельности

В игровой музыкально – ритмической деятельности применяю традиционные методы обучения: словесный, наглядный, практический.

На игровых занятиях поддерживаю творческий настрой и увлеченность детей. Этого достигаю применением разнообразных методов: прослушивание музыки; показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений; указания и пояснения в ходе выполнения движений; метод упражнения и многократного повторения движений, танцев, вместе с детьми наблюдаем за животными, птицами в естественной обстановке и в зоокомнате детского сада «Флора и фауна»; за передвижениями разнообразного транспорта; за действиями людей различных профессий. Использование этих методов позволяет формировать у детей «живые» представления, понимать истоки происхождения некоторых движений, происхождение танцев сюжетно-образного характера. В системе обучения использую: художественное слово; разнообразную музыку (детские песни, современная, классическая); сопровождаю занятия рассказами, речитативом, сказками; сюжетные занятия – с использованием указательных карт, схем; интегрированные занятия (совместно с изобразительной деятельностью, конструированием). На игровых занятиях знакомлю детей с обычаями и традициями русской народной культуры, так как приобщение детей к народной культуре, культурным ценностям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Широко использую все виды фольклора: сказки, песенки, заклички, пословицы, хороводы, что приобщает детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, это богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.

Публикация «Кружок „Веселый каблучок“, Методы и приемы преподавания игровой музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Занятия по игровой музыкально – ритмической деятельности в кружке «Веселый каблучок», разнообразны по содержанию и по набору применяемых методов:

- ритмические упражнения;

- задания на ориентировку в пространстве;

- игры;

- разучивание и повторение танцев;

- прослушивание музыки и ее разбор;

- беседы в виде вопросов и ответов;

- наблюдение за объяснением и показом педагога.

Знакомство детей с хореографическим номером начинается с названия танца, если оно не совсем понятно, дается объяснение.

Например, полонез – старинный танец польского происхождения.

Затем даю общую характеристику танца: история его возникновения, характерные особенности музыки, особенности хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски – рассказ о характерных чертах плясок данного народа; если танец относиться к старинным, то сообщаются сведения о времени, когда он появился, стиле исполнения и этикете той эпохе и т. п. Затем прослушивается музыка к танцу, определяется ее характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок. Затем переходим к разучиванию элементов танца, танцевальных движений, поз, рисунков танца. Приступая к разучиванию движений, поз объясняю и показываю сама, затем повторяют дети. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении. При работе с детьми над новым материалом одинаково важны как словесные объяснения, так и показ движений. Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа – это активизирует их воображение.

Учебный материал даю детям постепенно, иногда параллельно осваиваем несколько элементов, фигур одинаковой сложности. В результате такой работы у детей расширяется двигательный «кругозор» и освоение танца в целом происходит быстрее. Говорю с детьми об особенностях движения всегда образно, в игровой форме, активизируя воображение детей. Ведь главным методом в моей работе является игровой метод. Сопровождаю слова показом отдельных движений, выразительными жестами.

Например, чтобы дети легко и непринужденно бежали с лентами, показываю правильное положение руки, объясняю, что «лента будет так же легко двигаться по воздуху, как звучит музыка», если плечи опущены, и рука в локте не выпрямлена.

Когда дети выучат тот или иной элемент, движение постепенно усложняю.

Чтобы усилить эмоционально-двигательную реакцию выполнения задания – упражнение исполняю вместе с детьми.

Например, во время ходьбы бодрым шагом настроение ребят сразу поднимается, движение их делается активнее, выразительнее, когда я иду внутри круга детей, подчеркивая энергичный, веселый характер марша. Показывая, двигаюсь с полной отдачей, эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движение – это помогает детям лучше почувствовать и понять движение и музыку.

В средней группе я учу детей двигаться в соответствии с ярко - контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, перестроения по залу (колонны, кружки, линии, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут»).

С детьми мы слушаем музыку, определяем ее характер и отдельные средства выразительности (громко - тихо, высоко - низко, быстро - медленно). В своей работе предпочитаю использовать детские песни, классическую музыку. Для этого возраста характерен метод показа и многократного повторения движений, пояснения к движениям - ясные, краткие. В своей работе использую тактильно - мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку.

Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном - двух игровых занятиях, а другие требуют более длительного времени. Говорю с детьми об особенностях движения всегда образно, в игровой форме, активизируя воображение детей, так как ведущей деятельностью дошкольника является игра.

В играх своими советами я помогаю детям придать движениям большее сходство с движениями каких-либо персонажей, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность («Медведь и зайцы», «Попрыгунчики - воробышки»).

В старшей группе игровые занятия усложняются. Добавляю сюжетные занятия с использованием карт, схем; интегрированные занятия - совместно с ИЗО деятельностью, конструированием, ознакомление с окружающим и т. д., включаю в занятие небольшие танцевальные этюды.

Знакомство детей с танцем начинаю с музыки, истории танца, места его происхождения, далее знакомлю с ритмическим характером и темпом. Даю детям материал, который они осваивают постепенно. Когда дети выучат то или иное движение, я его усложняю, по мере возможности детей. Иногда параллельно осваиваем несколько элементов, фигур одинаковой сложности.

На игровых занятиях предлагаю успевающим детям, показать движение всей группе, так как дети легче схватывают и понимают движение, его связь с музыкой, когда это движение выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

Важным моментом в работе является постановка детей в пары. Сложной задачей является процесс обучения движения в паре. Здесь необходимо изменить мироощущение детей из «я» в «мы», потому что, только ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры. В танцах со сложной координацией, особенно в современных танцах, строго соблюдаю последовательность подачи информации.

На игровых занятиях разучиваем параллельно два танца. Это разнообразит занятие, переключает внимание, повышает интерес, приводит к более быстрому «растанцовыванию» детей.

Не менее важным в моей работе является стремление пробудить желание детей к самостоятельному творчеству, импровизации.

Учу каждого ребенка не копировать движения своего товарища, а найти собственный вариант. Если ребенок затрудняется, то мы занимаемся индивидуально. Направляя деятельность детей, даю им творческие задания, постепенно их усложняя.

Для этой цели (пробудить желание детей к самостоятельному творчеству, созданы специальные упражнения, игры, пляски, инсценировки: «Кто я?», «Море волнуется», «Создай образ», «Делай как я, делай лучше меня» и т. д. А также нельзя забывать об играх, плясках, хороводах, исполняемых в старину, где каждому человеку нужно было себя проявить – придумать и станцевать собственное колено (движение) или изобразить кого-либо, либо показать какую-нибудь работу («Мак маковистый», «Там летели птички»).

В подготовительной группе идет повторение, закрепление и усложнение уже изученного материала. Дети уже усвоили разнообразные двигательные и музыкальные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше. Движения, рисунки танцев, перестроения, комплексы упражнений, задания в музыкально-подвижных играх становятся все обширнее, разнообразнее и сложнее (темп, ритм и т. д.). У детей появляется стремление исполнять движение лучше, выразительнее, правильнее.

Независимо от возрастной группы устраиваю занятия – выставки. Мы рассматриваем народные костюмы, книги, альбомы с репродукциями костюмов и танцев разных народов, журналы, открытки, буклеты с выступлениями разных коллективов, ансамблей, смотрим видео материал, рассматриваем танцевальную обувь.

Провожу сюжетные занятия (или игры – путешествия) для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее(«Путешествие в морское царство», «Лесные приключения», «Искатели клада»)

Конечно, не все дети и не во все время занятия одинаково активны и эмоциональны, но я стремлюсь к тому, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Участвую в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми. Всегда помню о том, что дошкольники быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на какой-либо одной информации, движении и т. п., поэтому быстро переключаюсь от одного вида деятельности к другому.

Таким образом, благодаря использованию перечисленных методов и приемов, можно добиться хороших результатов в области умственного, физического, эстетического развития дошкольников. Игровые музыкально-ритмические занятия облегчают процесс запоминания и освоения упражнений, повышают эмоциональный фон занятий, способствуют развитию творческих способностей ребенка.

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ Мной разработана презентация "Игровые технологии в ДОУ" «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Веселый каблучок». Методы и приемы преподавания игровой музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 30 марта 2014 в 16:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД