Методы и приемы в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Елена Алекова
Методы и приемы в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Информация из методической литературы указывает на то, что каждая сторона развития речи – звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связанность высказываний – основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них.

Поэтому одна из основных задач деятельности дошкольника – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Сенсорика – неотъемлемая часть развития детей дошкольного возраста.

Сенсорная интеграция – восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам (зрительный, слух, обоняние, осязание, тактильная чувствительность) и объединение этой информации в одно целое.

Использование метода сенсорной интеграции в работе логопеда предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию всех сторон речи через сенсорику.

Данный метод помогает развить психические и речевые функции, ознакомить дошкольника с предметами, которые понадобятся ему в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.

Этот метод в логопедической работе с детьми с ОВЗ требует творческого отношения педагога к процессу обучения, представляет огромные возможности, для развития ребенка в любом виде детской деятельности.

Некоторые примеры использования метода сенсорной интеграции в работе с дошкольниками.

Для развития артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика с использованием овощей и фруктов. Их нарезают ломтиками и выкладываются на тарелку перед каждым ребенком. Дети вытягивают губы и пьют сок, улыбаются от удовольствия, выполняют упражнения «Улыбка»; берут фрукты губами, выполняют упражнения «Трубочка»; вытягивают язык, лижут фрукты; поднимают язык, облизывают губы, выполняя упражнения «Чашечка»; перекатываю во рту кусочки фруктов и овощей.

Во время артикуляционной гимнастики развивается мимическая мускулатура, дети учатся дифференцировать носоротовое дыхание. Одновременно закрепляют понятия вкуса, размера, цвета и формы; развиваются ощущения вкуса и запаха. Расширяются и активизируются лексико-грамматические категории, автоматизируются звуки, развивается фонематический слух, формируется диалогическая сторона речи.

Игры перед зеркалом: «Кто там?», «Парикмахерская». Дети рассматривают свое лицо, органы артикуляции, узнают себя, радуются делают прически, завязывают банты, заплетают косички. Ребята наслаждаются тем, что делают, получают удовольствие от того, что слышат, видят, ощущают, чувствуют.

Игры для развития речевой воздушной струи – игры с водой. В бассейне появляются волны, плывут кораблики, салют из мыльных пузырей. Это положительно влияет на развитие в целом, появляется интерес и мотивация к совместной и речевой деятельности.

Игры в бассейне из шариков дают положительные эмоции, снимают напряжение, усталость, формируют интерес к деятельности, мотивируют на выполнение задания.

Игры с песком помогают расслабить ребенка, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания (прищепки, пирамидку, геометрические фигурки, рисование пальчиками на песке, развивают психические и речевые процессы. Развивают тактильную чувствительность, дети разглаживают песок, ощущают прохладный, гладкий, приятный; мелкую моторику, определяют сыпучесть. Прилагают мышечные усилия для построек из песка.

«Сенсорная юбка» - позволяет скорректировать недостатки развития мелкой моторики,формирующее: сенсорное восприятие – представление о цвете, величине, форме предметов, которые спрятаны в карманах юбки; процесс мышления – анализ, сравнение, обобщение изображений на картинках в кармашках книжки - малышки; развивающее тактильное ощущения.

Сенсорно коммуникативные игры и упражнения направлены на формирование эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, представлений о себе и о других, выполнение элементарной инструкции, развития внимания, подражания, моторной сферы, речи, мышления, усвоение действий. Активизируется коммуникативная сфера, обмен предметов и информацией и снятия напряжения, успокоение, расслабления, улучшения настроения во время образовательной деятельности.

Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, поскольку каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.

Список используемой источников.

1. Никитины Л. А. и Б. П. – Ступеньки творчества или развивающие книги. -3-е издю, доп. -М.: Просвещение, 1990.-160 с6 ил. -ISBN 5-09-003932-1

2. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.

3. М. И. Рожкова, Воспитание трудного ребенка.Дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие /. — М-, 2001.

4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. М. ,Теревинф, 2009.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе Тема самообразование и внедрение новых теоретических знаний в свою логопедическую практику. Подготовила учитель-логопед :Елисеева Т. С ТЕМА:.

Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками «Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками» Мы встречаем упоминание об игре у представителей разных научных дисциплин,.

Игровые приемы в работе с детьми с ОВЗ «Использование игр в работе уч. -логопеда, с детьми с ОВЗ» Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Материал из опыта работы «Дидактические игры в логопедической работе с дошкольниками» В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи я использую следующие дидактические игры: "Волшебные кубики". Цель: закреплять умение.

Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ Методическая разработка «Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ» Педагог-психолог.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих.

Приемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАСПриемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАС В настоящее время педагогическая песочница стала частым атрибутом кабинетов психолога, логопеда и дефектолога в дошкольных образовательных.

Проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ» Пояснительная записка В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Методы и приемы в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
Опубликовано: 30 октября 2018 в 13:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки