Бабарико Жанна Сергеевна
Методы и средства руководства игровой деятельности детей. Сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и средства руководства игровой деятельности детей. Сюжетно-ролевые игры
Приемы косвенного и прямого руководства игрой
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Используемые воспитателями приёмы руководства игрой можно условно разделить на две группы: приёмы косвенного руководства и приёмы прямого руководства.
Публикация «Методы и средства руководства игровой деятельности детей, Сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
Косвенное руководство игрой осуществляется :
• путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни;
• путём обновления игрового материала и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Возможность пополнить знания детей в связи с возникшей игрой имеется :
• в процессе непосредственно образовательной деятельности;
• во время наблюдений на прогулках;
• в разговорах с детьми; • при чтении книг;
• путём бесед и рассматривания картин, иллю- страций и т. д.
Одним из приёмов косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот приём используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Если воспитатель стремится вызвать интерес у всех детей или обогатить содержание игры, в которую часто играет большинство детей, целесообразно организовать с новой игрушкой коллективную игру (типа непосредственной организованной деятельности).
Прямые приёмы руководства :
• ролевое участие в игре;
• участие в сговоре детей;
• разъяснение;
• помощь;
• совет по ходу игры;
Предложение новой темы игры — дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры. Основное условие их использования — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.