МААМ-картинки

Методы наглядного моделирования на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР

Наталья Горик
Методы наглядного моделирования на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР

Овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у детей с ТНР наблюдается истощаемость внимания, слабая слуховая память, быстрая утомляемость в процессе занятий. Поэтому для повышения интереса к логопедическому занятию, его результативности учителям-логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Как показывает практика, эффективным способом автоматизации звука в связной речи является наглядное моделирование.

Публикация «Методы наглядного моделирования на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах

В основе метода выступают заменители (или модели, такие как, планы, чертежи, условные обозначения, схемы. Моделирование в виде мнемодорожек и мнемотаблиц традиционно используется педагогами дошкольных учреждений для формирования связной речи. Широкое применение получило графическое изображение предлогов.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста.

Так, при использовании различных схем меняется характер деятельности детей : дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». Мнемосхемы могут успешно применяться на любом этапе коррекционного процесса, в том числе на этапе автоматизации звуков в связной речи. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Иначе говоря, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения текста.

При составлении рассказов на материале мнемосхем дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Как работать с текстом по мнемотехнике на этапе автоматизации звука?

Сначала подбираем текст для автоматизации конкретного звука. Далее читаем произведение с опорой на картину. Потом, обязательно вместе с ребенком подбираем знаки к словам текста и рисуем картинно-графический план текста. Читаем текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки-символы составленного совместно с ребенком картинно-графического плана. А после просим ребенка пересказать текст с опорой на план.

Как должен быть составлен картинно-графический план? Он должен отражать содержание текста последовательно. Все графические объекты, которые мы используем в плане, ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, например, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник.

Дети старшего дошкольного возраста являются основным контингентом в работе логопеда на базе МБДОУ. Поэтому в картинно-графическом плане пересказа могут присутствовать и буквы, для обозначения союзов, предлогов, междометий. Можно условно определить символы слов-признаков и слов-действий.

Таким образом, наглядное моделирование способствуют не только закреплению поставленного звука, но и развитию высших психических функций, облегчают ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей действительности. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра-пособие «Огород» для автоматизации звуков в речиДидактическая игра-пособие «Огород» для автоматизации звуков в речи Описание игры-пособия: дидактическая игра-пособие «Огород» представляет собой контейнер с «грядками», выполненных из плотного картона, обтянутых.

Дидактические игры на этапе дифференциации звуковДидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука [Р] в слогах, словах Тема занятия: Звук [Р]. Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Задачи: 1. Коррекционно - образовательные: закреплять знание.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы наглядного моделирования на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР
Опубликовано: 25 мая 2022 в 22:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД