Татьянина Наталья
Методы организации совместной деятельности учителя и обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Преподавание курса может строиться с учетом таких подходов, как: - целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; -активизация познавательной активности школьников; - создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч. В качестве наиболее важных механизмов,способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы : Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Публикация «Методы организации совместной деятельности учителя и обучающихся» размещена в разделах
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение
исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи и т. д. В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Далее к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности, а также делаются первые шаги к организации дискуссий.
Особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством
школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу
использовать различные формы работы: коллективную, групповую и индивидуальную. К
коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель,встреч с интересными людьми, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы. Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, экскурсии, походы, деловые и ролевые игры и т. д., охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника. В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания. Метод TASC Одним из самых интересных методов, применяемых на уроках ОРКСЭ, является метод TASC, который обладает огромным потенциалом для развития когнитивных способностей учащихся, удобен в рамках групповой работы или подготовки итогового
проекта. Практической формой реализации метода TASC является разноцветный круг со встроенной стрелкой, который легко изготовить самостоятельно или использовать для этого электронные ресурсы. По этому кругу они шаг за шагом перемещаются в процессе работы над определенной темой. Метод TASC позволяет учителю контролировать работу учащихся, а ученикам помогает структурировать и быстро организовать собственную работу или распределить функциональные роли в группе и обозначить лидера. Особенностью метода TASC является то, что он представляет собой многоэтапную систему проблемного обучения и приобретения базовых когнитивных навыков и прекрасно встраивается в работу на любом учебном занятии. Среди главных умений и навыков, которые приобретает учащийся, можно выделить: навыки анализа и синтеза; умение выстраивать аналогии; логическое мышление и т. д. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена единым комплексом объединенных учебных модулей, которые изучаются по выбору родителей (законных представителей) : «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Основы православной культуры Россия –наша Родина. Соотношение культуры и религии. Вера православных христиан. Понятие «Добра и зла» в православной культуре и религии. Православные праздники. Понятие «Христианской семьи» и ее ценности. Любовь и уважение к собственному Отечеству. Понятие «Патриотизм»и т. д. Основы исламской культуры Россия – наша Родина. Основы введения в исламские духовные традиции. Исламская культура и религия. Пророк Мухаммад, как образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Понятие «Мечеть», ее структура и предназначение. Роль Ислама в России.
Понятие «Семьи» в исламе. Понятие «Патриотизм» и т. д. Основы буддийской культуры Россия – наша Родина. Основы введения в буддийскую духовную традицию. Буддистская культура и религия.
Понятие «Будда» основное содержание его учения. Будды и бодхисаттвы. Понятие «Семьи» в
буддийской культуре, основные ценности буддистской семьи. Этапы становления буддизма в России и т. д. Основы иудейской культуры Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Особенности культуры и религии иудаизма. Тора — главная книга иудаизма. Основные классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Понятие «Синагога», ее структура и предназначение.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции и т. д. Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина. Введение в основные религии мира, основатели религий.
Знакомство с содержанием Священных книг религий мира. Понятие «Человека» в религиозных традициях мира и т. д. Основы светской этики Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных
народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма и