Валентина Семёнова
Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Причины речевых нарушений делятся на две группы: органические (расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие работе речевого аппарата). К органическим факторам относятся:
1. Внутриутробные патологии, которые приводят к порокам развития плода: гипоксия; вирусные заболевания, в период вынашивания; травмы, падения и ушибы беременной; резус-конфликт ребенка и матери; курение, употребление алкоголя и наркотических веществ; профессиональные вредности; стрессы, эмоциональные перегрузки.
2. Наследственность, генетические аномалии.
Публикация «Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста» размещена в разделах
3. Опасности в родовом периоде: родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния; асфиксия; малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий.
4. Заболевания, которые ребенк перенес в первые годы жизни. Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют : Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни; психологические травмы, вызванные стрессом или испугом; Подражание речи неблагополучных окружающих людей. Речь ребенка развивается в несколько этапов:
Первоначальный :
1. несколько правильно произносимых слов в 1-2 слога (состоящих из звуков раннего онтогенеза речи);
2. контурные слова в 1-2 слога, редко в 3 слога;
3. слова-звукоподражания (редупликат);
4. слова-фрагменты названия предметов, животных;
5. контурные и правильно произносимые слова не рассматриваются как нарушения речи
6. слова-фрагменты названия действий (не более 1-3, модальности, очень редко признаков предметов.
Первые слова :
1) правильно произносимые: мама, папа, дай, нет в т. п. ;
2) слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены
только части слова, например, "мако" (молоко, "яба" (яблоко).
3) слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: "би" (машина, "бух" (упасть).
4) контурные слова, или "абрисы", в которых правильно воспроизводятся просодические элементы - ударение в слове, количество слогов: "тититики" (кирпичики, "папата" (лопата).
5) слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.
выявление особенности речевого развития детей раннего возраста методики А. М. Бородич, Н. Г. Ляминой
1. Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого
2. Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.
3. Обследование произносительной стороны речи
4. Обследование грамматического строя речи
Наше исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №132 г. Дзержинск. В исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 2-3 лет.
1. Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого
2. Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.
3. Обследование произносительной стороны речи
4. Обследование грамматического строя речи
Наше исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №132 г. Дзержинск. В исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 2-3 лет.
Методы и приемы по профилактике трудностей в понимании речи и восприятия речи взрослого
Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”. ( Воспитатель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба., и т. д
Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.
Серия игр “Прятки” (В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль воспитателя (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т. д. При этом действия выполняет ребенок.)
Методы коррекции объема пассивного а активного словарного запаса.
Упражнение «Называние цвета (форм, рамеров) различных предметов» (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли, квадрат, круг и т. д.)
Дидактическая игра «Румяные щёчки» (Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.)
Дидактическое упражнение «У кого картинка» (Раздайте детям по одной предметной картинке. Называть предметы. У кого эта картинка, поднимите руку.)
Методы коррекции произносительной стороны речи детей раннего возраста
дыхательные упражнения и игры:дуть на легкие шарики, ватку, бумажные полоски; играть на духовых музыкальных инструментах.
Мимические упражнения (нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза и т. д)
Артикуляционная гимнастика (губ, щек, языка)
Упражнения на мелкую моторику
Методы коррекция грамматического строя речи
Упражнение на дифференциацию форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже (картинки с одним предметом и с несколькими)
Упражнение на дифференциацию мужского и женского рода (рассматривание сюжетных картинок, с рядом вопросов: кто это, что делает? Во что одет? и т. д.
Д/ и: «Что с чем?», «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом (с). Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньями,корзина с грибами, ваза с цветами. Логопед предлагает детям назвать «что с чем изображено на картинке».