Елена Бондарева
Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной самая большая загадка – он сам. Человек - существо эмоциональное, и всё, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна и та же ситуация может вызывать разные чувства. Что – то нам нравится, вызывает восхищение, умиляет, успокаивает, а что – то раздражает, злит, тревожит, страшит. Такие реакции способно вызывать все, что нас окружает, начиная от звука и заканчивая облаком.
Публикация «Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Эмоции играю важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать не неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитывается на лице, в позе, в жестах, во всем поведении. Есть дети, у которых существует проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых, они замкнуты, не умеют дружить. Такие проблемы идут зачастую из семьи, где любовь и ласку заменяет телевизор и компьютер. «Все мы вышли из детства»,- сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но, почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, понять его чувства, желания? Вопрос остается открытым… Взрослый человек так или иначе может контролировать свои чувства и эмоции, что непосредственно связанно с волевыми качествами его личности. Ребенок же на это не способен в силу своей импульсивности и непосредственности. Это нормально и естественно. Часто в ДОУ мы уделяем большое внимание проведению занятий, организационным делам и не ценим наблюдение за индивидуально-психологическими особенностями каждого ребенка.
Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира, психологическому здоровью детей.
Богатый эмоциональный мир ребенка немыслим без игр, именно она позволяет ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Серьезной проблемой является игнорирование создателями программ и учебников закономерностей психического развития разных возрастных периодов, к становлению тех или иных психических функций. Так, воспитатели недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, используют «школьные технологии». Так же многие родители с появлением малыша задумываются над тем, каким будет его ребенок, сможет ли он найти себя в современном мире. В связи с этим большое внимание уделяется развитию «успешного человека». Но ребёнок, не наигравшись в детстве, приходит в школу уставший от занятий. Все это говорит о том, что каждая ступень развития ребенка как индивида, личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым закладывая основательный базис для следующей ступени развития. Если говорить о нормальном развитии ребёнка, то как справедливо указывали Л. C. Выготский А. В. Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действия.» Е. И Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребёнка дошкольного возраста ведут к тому, что ребёнок не может использовать другие способности в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них часто высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других,поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Развитие эмоциональной сферы ребёнка возможна только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.
Современный подход к программам центрирован на ребёнке, созданием ему эмоционально-комфортного состояния и благотворных условий для развития индивидуальности, позитивных качеств. Занятия проводятся в игровой форме, вызывая у ребёнка положительные эмоции и интерес. Один из первых отечественных разработчиков таких игр В. В. Воскобович не является сторонником раннего форсированного развития детей. Его игровой материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста с учётом их психологических особенностей. Игра, позволяет ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Одна из задач дошкольного воспитания это развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье).
Основными задачами в «Концепции дошкольного воспитания» являются :
-обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»;
-предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности и прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.
В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности, эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования). От того как проявляется эта триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоций одновременно мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию. Негативное поведение дошкольника, затруднения в коммуникативной сфере зачастую обусловлены нарушением эмоционального развития ребенка.
В «Концепции дошкольного воспитания» Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. Есть принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Глава1 Теоретические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников
1.2
1.4. Методы развития эмоционально – чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие эмоционально – чувственной сферы ребенка, – найти решение которое возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно – воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении. Такие занятия способствуют расширению круга осознаваемых эмоций.
В занятиях используются следующие методические средства :
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и образы, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
2. Психогимнастические игры.
3. Коммуникативные игры:
- игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать его вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
- игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры направленные на развитие воображения.
6. Задания с использованием метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной ее идеи: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает»,тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
7. Релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники.
8. Использование эмоционально – символических методов :
- групповое обсуждение различных чувств : радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств);
- направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.
9. Прием актуализации чувств ребенка является игра – беседа «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно задать ребенку следующие вопросы: «Почему та или иная игрушка такая грустная, веселая или довольная?», «Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?» и т. д.
1.5. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т. е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.
Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т. е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. п., привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.
Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.
К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.
К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.
Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.
Заключение
Прочитав литературу по данной теме, мы можем сделать вывод о том, что следует больше уделять внимание развитию эмоционально – чувственной сферы дошкольника. Игра одним из средств является развития эмоционально чувственной сферы детей. В связи с этим нужно помнить, что развитие и совершенствование эмоций и чувств каж
дого ребенка означает личное развитие их обладателя. Детская жизнь может быть интересной и содержательной, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших развивающих задач – отношение детей друг с другом, усвоение норм жизни в детском возрасте, формирование характера, формируются все психические процессы: внимание, память ребенка, в игре появляется способность управлять своим поведением. Так же игра является сильнейшим средством социализации ребенка, включающее в себя как социально – контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоения детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на социальное формирование ребенка. Как сказал Сухомлинский В. А. : «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способностью личности. Без игры нет и не может быть психического развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Таким образом, игре принадлежит главная роль в жизни ребенка. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интересы, готовность к предстоящему обучению. Развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, что бы сделать его настоящую жизнь в полной и счастливой. Поэтому проблема игры волнует всех. Ведь дети наше будущее! От взрослых зависит какое будущее у нас будет. Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.