Ольга Клокова
Методы социологии в педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Методы социологии в педагогике
Работа преподавателей в образовательном учреждении обусловлена эффективной коммуникацией, т. е. наличием объективной информации о тех или иных социальных процессах или явлениях, протекающих в школе. Поэтому разработка и проведение социологических исследований педагогами представляет собой неотъемлемое условие их профессиональной деятельности.
Публикация «Методы социологии в педагогике» размещена в разделах
К традиционным школьным статистическим отчетам, показателям успеваемости можно добавить и методы социологических исследований, результаты которых способствуют дополнительному количественно-качественному анализу деятельности образовательной системы в отдельно взятом учреждении.
В принципе, практически все методы классической социологической мысли могут с успехом применяться педагогами. Применительно к целям и задачам, которые актуальны для педагогов и обучающихся, возможно применять как отдельно взяты е методики, так и их комплекс.
Конечно, наиболее распространённым методом, применяемым социологами, является опрос. Разделяют два основных вида социологического опроса : анкетирование и интервьюирование. Метод анкетного опроса подразумевает разработку и использование такого социологического инструментария, как анкета. В ней содержатся те вопросы, ответы на которые исследователь хотел бы получить. Метод интервьюирования подразумевает проведение беседы интервьюера с интервьюируемым на основе перечня вопросов, подготовленных заранее.
Метод опроса позволяет выявить социальные ценности, нормы, ожидания детей, родителей и учителей на предмет, наиболее актуальный в конкретный временной промежуток. Социологические исследования обычно интересны обучающимся, т. к. позволяют развивать научно-поисковые компетенции, прививать навыки поиска и получения искомой информации, развивать способности проектирования, разработки рекомендаций, дальнейшей реализации тех или иных идей.