Папки-передвижки

Методы воспитательной работы с девиантными школьниками

Наталья Емец
Методы воспитательной работы с девиантными школьниками

Одной из главных задач воспитания девиантного школьника является его социальное самоопределение,которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-первых,необходимо обеспечить включенность детей в реальные социальные отношения. Во-вторых,предоставить каждому ребенку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.

Публикация «Методы воспитательной работы с девиантными школьниками» размещена в разделах

Воспитание девиантного школьника может осуществляться только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Говоря об активности ребенка,следует подчеркнуть,что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка,определять,что является для ребенка главным на данный момент. В процессе воспитания девиантного школьника главное-добиваться ценностно-рефлексивного поведения,которое предполагает самооценку ребенком своего поступка;т. е. основной целью воспитания является формирование у ребенка стремления к самостоятельному перевоспитанию. Воспитание девиантных школьников предполагает включение в его процесс следующих компонентов:

-целенаправленной работы по нравственному просвещению (уроки этики,нравственные беседы,индивидуальные консультации и т. п.);

-актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная,общественно полезная,внеклассная работа;отношения ученик-классный коллектив,дети-родители,учитель-ученик,учитель-родители);

-введения нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

-оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения учащихся.

Выделяют три группы приемов педагогического воздействия на девиантных школьников.

К первой группе относятся приемы индивидуального педагогического воздействия:

-просьба о помощи-воспитатель обращается к воспитаннику за советом,рассказывая о своих проблемах,и просит найти способ их решения;

-оцени поступок-педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;

-обсуждение статьи-подбирается ряд статей,в которых описываются различные преступления и др. асоциальные поступки;педагог просит дать оценку этим поступкам;

-добрый поступок-ребенку предлагается оказать помощь нуждающимся;

-обнажение противоречий-разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением различных точек зрения. ;

-стратегия жизни-педагог выясняет жизненные планы воспитанника,затем пытается выяснить вместе с ним,что поможет,а что помешает реализации этих планов;

-рассказ о себе и других-воспитатель предлагает ребенку написать рассказ о прошедшем дне (неделе,месяце) и ответить на вопрос:можно ли это время прожить по -иному?

мой идеал-выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал,выявив его положительные нравственные качества;

-сказка для воспитанника-воспитателем сочиняется сказка,герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц;окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик;

-ролевая маска-учащемуся предлагается войти в какую-нибудь роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:

-непрерывная эстафета мнений-учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;

-самостимулирование-учащиеся,разделенные на группы,готовят друг другу встречные вопросы;вопросы и ответы коллективно обсуждаются;

-импровизация на свободную тему-учащиеся выбирают интересную для них тему;творчески развивают основные сюжетные линии,переносят события в новые условия,по-своему их интерпретируют и т. п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:

-инструктирование-на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила,регламентирующие общение и поведение учащихся;

-распределение ролей-четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями,умениями и навыками,которые требуются для выполнения задания;

- коррекция позиций-тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей,образов,снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий;

-самоотстранение учителя-после того,как определены цели и содержание задания,установлены правила и формы общения в ходе его выполнения,учитель как ьы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового участника;

-распределение инициативы-создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;

-обмен ролями-учащиеся обмениваются ролями (или функциями,которые получили при выполнении заданий;

-мизансцена-активизация общения и изменение его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности,то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности,которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению,коррекции отклонений в поведении.

Выделяют 4 группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

1)методы разрушения отрицательного типа характера:метод "взрыва" и метод реконструкции характера;

2)методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:а)объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б)переориентировки самосознания;в)переубеждения;г)прогнозирования отрицательного поведения;

3)методы перестройки жизненного опыта:а)предписания;б)ограничения;в)переучивания;г)переключения;д)регламентации образа жизни;

4)методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:а)поощрения и наказания;б)соревнования;в)положительной перспективы. (А. И. Кочетов)

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Анализ учебно-воспитательной работы в смешанной разновозрастной группе Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год по смешанной разновозрастной группеГДО МОКУ «Олекминская СОШ». (предлагаю.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Планирование воспитательной работы на первый день сентября с детьми средней группы 4–5 лет Планирование воспитательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на 1-ый день сентября. При планировании своей работы использую.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы воспитательной работы с девиантными школьниками
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 08:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД