Папки-передвижки

Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи

Оксана Берлизова
Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Период от 2 до 3 лет логопеды называют показательным для развития ребёнка. Заканчивается подготовительный этап становления речи, и малыш становится всё более разговорчив.

В словаре ребёнка, отметившего свой второй год рождения, 200-3000 слов. Всего за один год малышу предстоит добраться до 1000- такова норма для 3-х леток. Взять новую высоту удаётся лишь под руководством хорошего тренера. То есть нужно беседовать с малышом на любые доступные его разумению темы, читать ему книжки. Чтобы на детский язычок попало новое слово, взрослые должны произнести его в контексте не менее 70 раз. Лишь ребёнок усвоит его смысловое значение и сумеет воспроизвести, пусть не всегда безупречно.

Публикация «Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи» размещена в разделах

Раз ступенька, два ступенька.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок говорил красиво и правильно. Что ж, придётся поработать, причём именно с 2 до 3 лет. На чём следует остановить своё внимание?

• Слуховое внимание и память.

• Мелкая моторика рук.

• Речевое дыхание.

• Звукопроизношение.

• Интонация.

• Сила голоса.

Прекрасно, если вы начали тренировать слуховое внимание ребёнка с рождения. В таком случае уже в 2 года он без труда различает лай собаки, мяуканье кошки, шум дождя, шелест листвы (так называемые неречевые звуки).

Сложнее развивать у 2-3-хлетки внимание к звукам речи. Тут можно поиграть, например, в «Эхо». Прикройте свои губы книгой и произнесите отдельные звуки, затем простенькие слова: дом, ком, лес. Предложите ребёнку воспроизвести каждый из этих звуков (слов). Поскольку ваш ребёнок не видел вашу артикуляцию, ему придётся ориентироваться на своё слуховое восприятие. Поначалу это будет не просто. А вы расскажите сказку про эхо, которое живёт в лесу, доме или в горах. Со временем ребёнок с лёгкостью станет выполнять такие задания. Тогда предложите ему повторить уже ряд звуков (слов).

Пальчики-актёры.

Многие родители знают, как важно развивать движения пальцев рук. 2-3-летки любят занять свои пальчики. Сначала нежно погладьте, помассируйте каждый пальчик и ладошку, ласково приговаривая: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, … а вот ладошка: тёплая, мягкая». Повторите всё со второй ручкой. Затем попросите ребё нка сжать кулачки и скажите: «Ох, какие крепкие пальчики! Попробую их разжать!» Обычно дети изо всех сил сопротивляются этому. А взрослый, изображая усилие, старается высвободить по очереди каждый пальчик. Затем поменяйтесь ролями: пусть ребёнок попробует освободить пальцы из вашего кулачка. Вспомните игру: «Пять братцев». Держа за руку ребёнка, перебирайте его пальчики, приговаривая:

«Идут четыре братца: Указка,

Серёдка, Сиротка и Крошка.

Навстречу старшему- Большаку.

-Здорово, Большак!- говорят.

(встряхните при этом большие пальцы на обеих руках малыша)

-Здорово, Васька-указка!

(сделайте колечки из больших и указательных пальцев)

-Привет, Мишка-серёдка!

(колечки образуют большие и средние пальцы)

-Здравствуй, Гришка-сиротка!

(сделайте колечки из больших и безымянных пальцев)

-И ты, крошка- Митрошка.

(сделайте колечки из больших и мизинчиков)

-Привет, ладошка!»

(лёгкий щелчок пальцами в середину раскрытых ладошек)

Если заниматься с ребёнком регулярно, то он научится конструировать не только колечки, но и условные фигурки животных: курочки, козочки, зайчика. Не забывайте только озвучивать эти действия. Например, ребёнок показывает из пальчиков фигурку зайчика, а вы в это время прочитайте стишок:

Зайка, зайка, покажи ушки!

Ушки на макушке.

Вот какие ушки.

Пальчиковые игры можно сопровождать чтением книжек. Незамысловатый сюжет и знакомые персонажи без труда можно изобразить с помощью пальцев.

Дышим и говорим правильно.

Воздух необходим не только для насыщения организма кислородом, но и для произношения звуков. Но правильному дыханию ребёнка надо учить. И снова поможет в этом игра. Купая ребёнка в ванной, бросьте в воду уточку, кораблик. Предложите ребёнку поиграть в ветерок. Сначала кроха дует, не торопясь, слегка вытянув губки, но щёки не раздувая. Затем пусть попробует выдыхать воздух толчками. Это уже порыв ветра.

Организуйте «карандашные» бега. Чей карандаш быстрее скатится со стола под напором выдыхаемого воздуха. Неплохо привлечь и музыкальные игрушки: свистульки, дудочки, свирели и т. д.

Все эти тренировки нужны, чтобы научить ребёнка говорить правильно. Потом со временем е чисто дыхательным упражнениям подключите голосовые. На длительном выдохе вслед за вами ребёнок произнесё т гласные: а___, о___, у___, и. Это распевка. Объясните, что подобным образом тренируют свой голос певцы. После подключайте согласные звуки (те, которые ребёнок хорошо произносит). Эта игра называется «Ниточка». Покажите рукой, как долго тянется звук.

Учтите, что дыхательные упражнения для ребёнка- это большая нагрузка. Сначала поиграйте 2-3 минуты, постепенно увеличивайте время на 1-2 минуты. Не занимайтесь с ребёнком сразу после еды, но и на голодный желудок дыхательные упражнения не проводят.

Язычок ты сильный?

Наш язычок, губы и щеки нужно тренировать, чтобы правильно и красиво произносить звуки родного языка. Гимнастику лучше проводить параллельно с чтением или рассматриванием картинки в книге. Увидели на картинке забор, покажите малышу и скажите : «А у нас в ротике тоже можно построить заборчик» При этом вы смыкаете зубы и улыбаетесь, обнажая верхние и нижние передние зубы. «А теперь ты попробуй построить забор в ротике». Заборчик надо удерживать как можно дольше- посоревнуйтесь, кто победит. Подражание лошадке поможет крохе освоить цоканье языком. Если в книжке есть картинка с питоном- попросите ребёнка изобразить жало змейки.

Мышцы артикуляционного аппарата укрепляют мимические упражнения. Погримасничайте, притворяясь то кошкой, то злой собакой, то совой. Кошка облизывается, лакает молоко, шипит, собака высовывает язык, когда ей жарко, рычит.

Яркие краски для голоса.

Не менее актуальна и важна работа над выразительностью голоса. Невыразительный голос не будет ласкать слух. Интонация, эмоции в речи важны. Маленького ребёнка отличает живая непосредственность и артистизм. Потому добиться желаемого не составит большого труда. Силу голоса варьируйте от еле слышного (детёныш) до громко (папы детёныша).

Если вы заинтересуете ребёнка игрой со звуками и будете играть с ним и в другие игры, связанные с развитием речи, то у вас в семье появится замечательный говорун или говорунья.

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и речи». Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти.

Особенности развития речи детей раннего возраста Особенности развития речи детей раннего возраста Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи. Осваивая родную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи
Опубликовано: 4 января 2015 в 19:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Берлизова (УИ 291868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД