Приложение МААМ

Межличностное общение в дошкольном возрасте

Берковская Наталья Владимировна
Межличностное общение в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Сфера межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте за последние годы привлекала внимание многих исследователей. И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины возникающих проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Публикация «Межличностное общение в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Многие авторы в своих исследованиях отмечают, что одной из наиболее важных, а часто и единственных причин социальной дезадаптации является нарушение общения со сверстниками. Авторы указывают, что ребенок, не признанный сверстниками, не умеющий наладить с ними контакт, выстраивать коммуникативное взаимодействие, может потерять интерес взаимодействию, что неблагоприятно скажется в дальнейшем обучении в школе.

С. В. Духновский считает, что «межличностные отношения в дошкольном возрасте – это система установок, ориентаций и ожиданий детей относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности».

Первые дни ребенка в дошкольной организации – это дни его приобщения к процессу межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами. В начальный период это взаимодействие имеет некоторую динамику и закономерности развития. В период адаптации дети обычно не начинают взаимодействовать со сверстниками. Постепенно ребенок развивает систему личных отношений. Его основой являются непосредственно эмоциональные отношения, которые преобладают над всеми другими, а также игра – как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Формирование межличностных отношений наиболее эффективно происходит в процессе сюжетно-ролевых игр. Название данных игр указывает на необходимость использования двух обязательных компонентов – сюжета и ролей. Сюжетно-ролевые игры на основе жизненных ситуаций, литературных произведений, фильмов способствуют усвоению позитивных межличностных отношений в непосредственной форме.

В сюжетно-ролевой игре дошкольник воспроизводит отношение взрослого к окружающему миру, справедливые или несправедливые действия по отношению к другим людям. В игре дошкольник переживает эмоции субъекта, прибегает к таким проявлениям, или моделирует ситуацию, где выступает объектом несправедливости и приобретает опыт противостояния этому негативному явлению. Кроме того, к внешним атрибутам игры дошкольника относится следования установленным правилам. Если замечается их несоблюдение, то различные санкции воспринимаются и мыслятся нарушителем как справедливые.

Именно в сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются реальные и ролевые отношения. Содержание игры дает возможность ребенку осознавать цели и задачи труда взрослых, воспроизводить с помощью моделирования их взаимоотношения, в воображаемых ситуациях. Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует умелого и систематического влияния на нее. Источником данной игры, является роль, которая направлена на развитие и поведение ребенка.

Межличностные отношения начинают активно развиваться в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает сюжетно-ролевую игру. Одним из основных новообразований старшего дошкольника является активное развитие коммуникативных навыков и способностей, так как именно в этом возрасте ребенок учится дружить и строить межличностные отношения. Понимание справедливости в межличностных отношениях происходит в результате осмысления установок взрослых и реального взаимодействия с ними. Находясь в роли объекта, на который осуществляется воспитательное воздействие взрослых, ребенок таким образом учится контролировать свое поведение и прибегать к проявлениям, которые не противоречат выдвинутым требованиям. Опыт применения знаний межличностных отношений происходит в процессе сюжетно-ролевой игры, когда у дошкольника появляется возможность побыть в роли субъекта нравственных установок и контроллера их выполнения. Он «апробирует» усвоенные критерии оценки действий другого, проверяет свои способности их применять и отзываться на реакции партнера в игре. Пережитые в связи с этим эмоции влияют на качество дальнейшего отношение к другим людям, а моральные стандарты, которыми руководствуется дошкольник, закладываются в фундамент нравственного сознания.

В исследовании В. П. Бурнашевой и Е. Э. Сидоровой показано, что взаимоотношения старших дошкольников строятся в основном на эмоционально-положительной основе.

Н. П. Аникеева обнаружила, что небольшие группы детей старшего дошкольного возраста (от 2 до 5 человек в группе) возникают в ходе обычной игровой и межличностной коммуникации. Эти небольшие группы организованы по разным причинам: сходство взглядов, предпочтений, игры девочек (с куклами и т. д.) и мальчиков (с машинами и т. д.). Но именно там дошкольник находит удовлетворительную позицию для приобретения опыта межличностного взаимодействия.

Анализ точности определения ребенком взаимоотношений в группе показывает, что старшие дошкольники довольно субъективно судят о положении других детей в группе детского сада. При этом именно это субъективное отношение влияет на установление и развитие межличностных отношений.

В старшей и подготовительной группах основой межличностных отношений часто является внешний мотив. В процессе взросления данные мотивы меняются. Я. Л. Коломинский и Н. А. Березовин пришли к выводу, что межличностные отношения связаны с психологической атмосферой и эмоциональным благополучием в группе.

Следует отметить, что дети, которые имеют покладистый характер, занимают хорошее место в структуре группы, так как эти дети обладают различными способностями, способствующими установлению адекватных межличностных отношений.

Несмотря на требования ФГОС дошкольного образования, в содержании программ обучения крайне редко можно обнаружить разделы, ориентированные на целенаправленное формирование у дошкольников вариативных навыков социального взаимодействия, позволяющих не только гибко адаптировать свое поведение в зависимости от ситуации, но и в определенные моменты сохранять свое мнение даже вопреки влиянию большинства. Одним из вариантов решения этой проблемы является использование возможностей организованного социального взаимодействия, направленного на ориентацию формирующейся личности в понимании значимости своей индивидуальности, на приобщение личности к системе общечеловеческих ценностей и на выработку собственного отношения к ним.

Таким образом, межличностные отношения начинают активно складываться в старшем дошкольном возрасте. Новый этап в отношениях происходит, когда ребенок переходит в старшую, а затем подготовительную группу, где он изменяет всю структуру межличностных отношений. Следует отметить, что дети, которые имеют покладистый характер, занимают хорошее место в структуре группы.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межличностное общение в дошкольном возрасте
Опубликовано: 15 марта 2023 в 13:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Межличностное общение в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Берковская Наталья Владимировна (УИ 2075625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД