Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»

Алла Рубцова
Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»

Цель: дать простейшие знания о мифических существах в Санкт – Петербурге.

Задачи:

1. Развивать творчество в познавательно-исследовательской деятельности

2. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю,

3. Формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.

4. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города Санкт – Петербург.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, картин прошлых лет и настоящего времени.

• Чтение художественной литературы. (различных жанров)

• Наблюдение на улицах нашего города.

• Прогулки по городу с родителями, посещение музеев.

• Экскурсии.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с мифическими жителями нашего города. Может быть, вы знаете, какие мифические существа есть в нашем городе? (Ответы детей).

-Да. В нашем городе много мифических существ. Сегодня мы познакомимся с ними. Самые известные из мифических существ –это сфинксы и грифоны.

Вьюга, стужа, снегопад.

Сфинксы стынут и дрожат.

Но не дремлют и не спят-

Сфинксы город сторожат.

Их скульптурные изображения, исполненные в камне и металле,украсили подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы и парки. Сфинксы – это львы с женской головой человека, один из самих популярных персонажей египетской мифологии. Родина первых каменных сфинксов – Древней Египет. Самые известные сфинксы на Университетской набережной - им около трех с половиной тысяч лет! Сфинксы очень тяжелые – весят 23 тонны

Четыре больших сфинкса украшают дворец Строганова на главной улице города – Невском проспекте. Это молодые сфинксы – им всего около сорока лет.

А самые молодые сфинксы молчаливо созерцают на набережной Робеспьера. Эти сфинксы не похожи на всех остальных – к жилым домам обращены юные женские лица. Эти сфинксы – мемориал жертвам террора.

Самый маленький сфинкс- восседает на шлеме богини мудрости Минервы, венчающий главный фасад Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли –такой он маленький. Сфинксы олицетворяют жизнь и смерть,торжество правды над ложью.

Также наш город –набережные и мосты -охраняют чудища с названием –грифоны (грифы).

Грифоны –существа с львиным туловищем и орлиной головой- иногда они представали в облике крылатых львов. У банковского моста –наряду со сфинксами – находятся грифоны. Они охраняют здания Главного банка. Физкультминутка.

Вы видали, как красивы наши грозные грифоны?- улыбнулись

Им причесывают гривы – расчесываем волосы

Гребни белые Невы- волнообразные движения руками

И порой Нева купает- движение руками произвольно

Окунает с головой- наклоняют голову

В наводнение так бывает

С разозленною Невой. - опускают руки, поднимают голову, садятся на места.

Грифоны с золочеными высоко распахнутыми крыльями и львиными мордами заняли свои места у банка. Грифоны считались самыми надежными стражами золотых кладов. По одной из легенд грифоны расправлялись с одноглазыми разбойниками. Грифоны банковского моста призваны были охранять и сам мост, и золотые запасы в банке.

Очень много рельефных изображений грифонов наблюдаем на многих старинных зданиях.

Есть еще мифологические чудища – кентавры (полулюди, ,полукони, сатир –лесной демон с козлиными ногами, Тритон –существо с человеческим лицом, жабрами и дельфиньим хвостом. Есть еще морские чудища –речные нимфы –наяды, похожие на русалок. Наяд можно увидеть на решетках Литейного моста, где они поддерживают герб Санкт- Петербурга. Они же вплетены в узор решеток Аничкова моста. Медуза – одна из трех горгон (женщин-чудовищ, обладающая взглядом, обращавщих всех в камень. Медуза была смертной- в отличии от своих сестер. На голове медузы вместо волос извивались змеи.

А теперь поиграем игру «Спастись от Медузы».

Но сначала, выберем ведущего с помощью считалки.

Вышел сфинкс наш из тумана

На Неве он капитаном

Будет он теперь хранить

А тебе сейчас водить.

Ребята, сегодня вы узнали много нового. Но наше путешествие будет продолжено на другом занятии.

Цель:закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и о его основных достопримечательностях

Задачи:

5. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности

6. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю,

7. Формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.

8. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города Санкт – Петербург.

9. Получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, архитектуре.

10. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу

11. Воспитывать любовь к родному городу, стране.

12. Воспитывать культуру поведения в общении с людьми, основы этикета.

13. Развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

14. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

15. Обогащение активного словаря.

16. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

17. Развитие речевого творчества.

18. Развивать представления детей об архитектуре, умение любоваться красотой зданий нашего города.

19. Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку.

20. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, картин прошлых лет и настоящего времени.

• Чтение художественной литературы. (различных жанров)

• Наблюдение на улицах нашего города.

• Прогулки по городу с родителями, посещение музеев.

• Экскурсии.

• Настольные игры: лото, домино, пазлы, кубики по теме Санкт-Петербург.

• Заучивание стихов по теме.

• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди пару», «Чего не хватает».

• Словесные игры: доскажи словечко, чистоговорки.

• Строительные игры: постройки из мелкого и крупного строителя.

• Рисование достопримечательностей нашего города.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель с детьми стоят около стола. Воспитатель обращает внимание детей, на то, что лежит на столе.

Воспитатель: Ребята, кто из вас положил мне на стол этот конверт? Интересно откуда он появился? Давайте посмотрим, что в нём? Это письмо – прочтем его.

Воспитатель и дети садятся на стулья.

Воспитатель достает из конверта изображение Медузы и читает письмо:

«Я, очень долго была в заточении, но наконец, смогла вырваться. Я решила не причинять людям зла, а просто попутешествовать по миру. Когда я проплывала по реке, то заметила двух необычных существ, они прогуливались по набережной. Я к ним подплыла ближе, но они стали на меня рычать. Я заколдовала их своим взглядом. Вы же знаете, что мой взгляд превращает живые существа в камень. Когда наступило утро, ко мне опустился ангел. Он рассказал, что он Ангел Хранитель, и его задача охранять город и его жителей днём. А ночью спящий город сторожат два стража, они прогуливаются по улицам и очень зорко следят за порядком. Ангел очень вежливо попросил расколдовать стражей и вернуть им прежний облик. А я не могу расколдовать их, т. к. они уже были

каменные и мой взгляд разбил их на части. Только добрые и любящие сердца могут их спасти – это вы милые дети, которые живёте в этом городе и знаете его историю. Чтобы получить часть стража надо выполнить задание. Когда вы получите все восемь частей, колдовство развеется, чары падут и стражи вернутся на своё место. Все задания я даю вашему воспитателю. Оставляю присматривать за вами своего друга – Грифона! Удачи вам!»

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что за существо дало нам задание?

(Медуза.)

Что же она нам рассказала?

Кто же спустился к ней с небес?

А где находится Ангел Хранитель, который охраняет город днём?

Ответы детей. (Ангел хранитель, который находится на Петропавловском соборе)

Воспитатель: Обратите внимание! Медуза преобразовала всю нашу группу! Мебель стоит как-то не так! Конверты лежат повсюду! Давайте посмотрим, может это и есть задания Медузы!

А вот и первое задание нам приготовила Медуза.

Первое задание

«Знаешь ли ты Санкт-Петербург

1. Кто основал наш город? (Петр I)

2. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)

3. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)

4. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)

5. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)

6. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)

7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)

8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)

9. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)

10. Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)

11. Какой чудо-сад в Санкт-Петербурге ты знаешь? (Летний сад)

12. Как выглядит герб нашего города?

13. Царский дворец, построенный на берегу Невы (Зимний дворец или Эрмитаж)

14. Этот мост соединяет центральную часть города с Эрмитажем и Адмиралтейством и стрелку Васильевского острова. В разведенном состоянии является символом нашего города. (Дворцовый мост)

15. Каких мифических существ вы знаете?

16. Какие охраняют наш город?

17. Как называются существа с женской львиной головой?

18. Где находятся самые известные сфинксы?

19. Где самый маленький сфинкс?

20. Как называются существа с львиным туловищем?

21. Какая у них голова?

22. Где находятся самые известные грифоны?

Воспитатель:- Молодцы, все справились с заданием. Посмотрите, мы вернули первую часть стража. Давайте искать вторую часть.

Второе задание: «Чего не хватает»

Игра у стола. (Дети стоя у стола должны соединить карточки)

Воспитатель: Почему ты так соединил? Что у тебя получилось? Помоги товарищу найти недостающею часть.

Сфинксу -голову

Грифону – туловище и голову

и т. д.

Воспитатель: Какие вы молодцы справились с заданием. И нам вернули вторую часть.

Третье задание: Чей силуэт? (теневой театр) Дети садятся на стульчики перед ними на столе ширма. Они должны угадать по силуэту, что спряталось за тенью.

Воспитатель: Что спряталось в тени? Почему вы так думаете? По какому характерному признаку вы определили?

Молодцы! Как быстро мы с вами справляемся с заданиями. Мы вернули третью часть. Теперь нам надо вернуть четвёртую часть.

Четвёртое задание: Отгадай загадку?

А теперь нам предлагает Медуза отгадать загадки о мифических жителях.

Вьюга, стужа, снегопад,

Они стынут и дрожат.

Но не дремлют и не спят

Они город сторожат. (Сфинксы)

Крылатые львы

Голова у них птицы

Стоят уж давно

Охраняют наш город (Грифоны)

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной тоски. (Сфинксы)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, за это вам дали четвёртую часть.

Воспитатель: Мы с вами уже вернули четыре части, какие мы молодцы. Давайте с вами отдохнём, и поиграем.

Подвижная игра» По болоту Пётр шёл»

Предлагаю поиграть в игру «По болоту Петр шел»

Водящий находится в середине круга.

(Дети идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - ребенок

Я по острову пойду,

Шевельнется кто- найду.

Дети –замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

Воспитатель: Какие у нас хитрые зайцы, никого Пётр не поймал. Давайте сядем на стульчики и посмотрим следующее задание.

Пятое задание: «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное задание нам приготовила Медуза. В этом мешочке что-то есть, давайте посмотрим, что там?

Вызываем каждого из детей, и он достаёт изображение.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает это изображение? (Грифон, сфинкс и т. д.).

Молодцы, всё отгадали и за это получайте пятую часть.

Шестое задание: На листе ватмана

«Соедини стрелочками?»

Воспитатель: Ребята посмотрите, какое интересное задание приготовила нам Медуза.

Соедини стрелками названия и их определения.

1. Лев с женской головой человека. а) грифон

2. Крылатый лев. Иногда с птичьей головой. б)наяды

3. Полулюди. полукони. в) сфинкс

4. Речные нифмы. г) кентавр

За это задание мы получили с вами шестую часть.

А теперь нам нужно найти нашего стража.

У меня есть скульптура нашего помощника – Грифона (Сфинкса, если потереть его за лапу, то сбудется желание. Давайте попробуем загадать желание для жителей нашего города. Что можно пожелать, подумайте, а потом подойдите, произнесите вслух и, потрите ногу Грифона.

Дети: Загадывают желания для города и жителей Спб. (воспитатель незаметно достает конверт)

Воспитатель: Мы нашли нашего стража, давайте соберём и посмотрим, что у нас получилось. (Дети собирают на полу пазл)

«Собери стража»

Воспитатель: Вы догадались, кто сторожит наш сон ночью?

(Сфинксы. Они сидят на Гранитной пристани, напротив Академии Художеств. Это каменные львы с лицом человека.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданиями и разрушили волшебные чары Медузы. Теперь наши сфинксы вернутся на своё прежнее место и будут сторожить покой жителей нашего города.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «История и культура Санкт-Петербурга» ПРОЕКТ «История и культура Санкт - Петербурга» Подготовили и провели воспитатели подготовительной группы № 6 ГБДОУ №87: Кильдишева.

Фотоотчет «Столичные штучки, или Подарки, полученные из Москвы и Санкт-Петербурга по переписке на МAAM»Фотоотчет «Столичные штучки, или Подарки, полученные из Москвы и Санкт-Петербурга по переписке на МAAM» Сегодня я поведаю вам, дорогие маамовцы, о столичных штучках. Точнее, о подарках из двух столиц Москва и Санкт-Петербург (он же Ленинград,.

Конспект занятия по петербурговедению в подготовительной группе на тему «Музеи Санкт-Петербурга» ("Спасение музейных экспонатов, культурных сокровищ Санкт-Петербурга, от банды грабителей"). Цели: Воспитание познавательного интереса.

Презентация «Настольная игра «15 самых красивых островов Санкт-Петербурга» ЗАДАЧИ: 1. Вызвать познавательный интерес к Санкт-Петербургу, восхищение, любование им. 2. Формировать начальные знания о городе. 3. Формировать.

Презентация «Настольная игра «20 самых красивых мостов Санкт-Петербурга» Настольная математическая игра по Санкт – Петербургу «20 самых красивых мостов Санкт – Петербурга» Цель: Содействовать узнаванию и называнию.

Презентация «Математическая игра по ознакомлению детей старшего возраста с достопримечательностями г. Санкт — Петербурга» Настольно – математическая игра по ознакомлению детей старшего возраста с достопримечательностями г. Санкт – Петербурга «10 достопримечательностей.

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Улицы Санкт-Петербурга» Цель: Продолжать знакомство с историей и культурой города Санкт-Петербурга Задачи: Образовательные : Продолжать знакомить с историей возникновения.

Презентация «Храмы Санкт-Петербурга» Презенетация создана воспитателем Муниципального образовательного учреждения ССОШ №2 дошкольного отделения Борисенко С. А. для показа на.

Презентация «Подземные шедевры Санкт-Петербурга» Презентация предназначена для иллюстрирования ознакомительных бесед по петербурговедению со старшими дошкольниками, а также школьниками.

Сценарий праздника «День города Санкт-Петербурга» с презентацией «Мой любимый город — Санкт-Петербург» Сценарий праздника «День города Санкт-Петербург» Старшая группа Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики Вед. (слайд с Петром.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 23:06
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»
Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной...
Интересная встреча или друг из Америки
Утро пятницы наши ребята ждали с нетерпением. Воспитанников групп компенсирующей направленности № 5 и 6 пригласили в городскую библиотеку им. В. Я. Ерошенко...
Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья»
Конспект занятия по декоративной лепке "Листья танцуют и превращаются в деревья" Задачи : Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с...