Получи документы

Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»

Алла Рубцова
Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»

Цель: дать простейшие знания о мифических существах в Санкт – Петербурге.

Задачи:

1. Развивать творчество в познавательно-исследовательской деятельности

2. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю,

3. Формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.

4. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города Санкт – Петербург.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия по краеведению „Мифические жители Санкт-Петербурга“» размещена в разделах

• Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, картин прошлых лет и настоящего времени.

• Чтение художественной литературы. (различных жанров)

• Наблюдение на улицах нашего города.

• Прогулки по городу с родителями, посещение музеев.

• Экскурсии.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с мифическими жителями нашего города. Может быть, вы знаете, какие мифические существа есть в нашем городе? (Ответы детей).

-Да. В нашем городе много мифических существ. Сегодня мы познакомимся с ними. Самые известные из мифических существ –это сфинксы и грифоны.

Вьюга, стужа, снегопад.

Сфинксы стынут и дрожат.

Но не дремлют и не спят-

Сфинксы город сторожат.

Их скульптурные изображения, исполненные в камне и металле,украсили подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы и парки. Сфинксы – это львы с женской головой человека, один из самих популярных персонажей египетской мифологии. Родина первых каменных сфинксов – Древней Египет. Самые известные сфинксы на Университетской набережной - им около трех с половиной тысяч лет! Сфинксы очень тяжелые – весят 23 тонны

Четыре больших сфинкса украшают дворец Строганова на главной улице города – Невском проспекте. Это молодые сфинксы – им всего около сорока лет.

А самые молодые сфинксы молчаливо созерцают на набережной Робеспьера. Эти сфинксы не похожи на всех остальных – к жилым домам обращены юные женские лица. Эти сфинксы – мемориал жертвам террора.

Самый маленький сфинкс- восседает на шлеме богини мудрости Минервы, венчающий главный фасад Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли –такой он маленький. Сфинксы олицетворяют жизнь и смерть,торжество правды над ложью.

Также наш город –набережные и мосты -охраняют чудища с названием –грифоны (грифы).

Грифоны –существа с львиным туловищем и орлиной головой- иногда они представали в облике крылатых львов. У банковского моста –наряду со сфинксами – находятся грифоны. Они охраняют здания Главного банка. Физкультминутка.

Вы видали, как красивы наши грозные грифоны?- улыбнулись

Им причесывают гривы – расчесываем волосы

Гребни белые Невы- волнообразные движения руками

И порой Нева купает- движение руками произвольно

Окунает с головой- наклоняют голову

В наводнение так бывает

С разозленною Невой. - опускают руки, поднимают голову, садятся на места.

Грифоны с золочеными высоко распахнутыми крыльями и львиными мордами заняли свои места у банка. Грифоны считались самыми надежными стражами золотых кладов. По одной из легенд грифоны расправлялись с одноглазыми разбойниками. Грифоны банковского моста призваны были охранять и сам мост, и золотые запасы в банке.

Очень много рельефных изображений грифонов наблюдаем на многих старинных зданиях.

Есть еще мифологические чудища – кентавры (полулюди, ,полукони, сатир –лесной демон с козлиными ногами, Тритон –существо с человеческим лицом, жабрами и дельфиньим хвостом. Есть еще морские чудища –речные нимфы –наяды, похожие на русалок. Наяд можно увидеть на решетках Литейного моста, где они поддерживают герб Санкт- Петербурга. Они же вплетены в узор решеток Аничкова моста. Медуза – одна из трех горгон (женщин-чудовищ, обладающая взглядом, обращавщих всех в камень. Медуза была смертной- в отличии от своих сестер. На голове медузы вместо волос извивались змеи.

А теперь поиграем игру «Спастись от Медузы».

Но сначала, выберем ведущего с помощью считалки.

Вышел сфинкс наш из тумана

На Неве он капитаном

Будет он теперь хранить

А тебе сейчас водить.

Ребята, сегодня вы узнали много нового. Но наше путешествие будет продолжено на другом занятии.

Цель:закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и о его основных достопримечательностях

Задачи:

5. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности

6. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю,

7. Формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.

8. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города Санкт – Петербург.

9. Получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, архитектуре.

10. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу

11. Воспитывать любовь к родному городу, стране.

12. Воспитывать культуру поведения в общении с людьми, основы этикета.

13. Развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

14. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

15. Обогащение активного словаря.

16. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

17. Развитие речевого творчества.

18. Развивать представления детей об архитектуре, умение любоваться красотой зданий нашего города.

19. Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку.

20. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, картин прошлых лет и настоящего времени.

• Чтение художественной литературы. (различных жанров)

• Наблюдение на улицах нашего города.

• Прогулки по городу с родителями, посещение музеев.

• Экскурсии.

Настольные игры: лото, домино, пазлы, кубики по теме Санкт-Петербург.

• Заучивание стихов по теме.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди пару», «Чего не хватает».

Словесные игры: доскажи словечко, чистоговорки.

Строительные игры: постройки из мелкого и крупного строителя.

• Рисование достопримечательностей нашего города.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель с детьми стоят около стола. Воспитатель обращает внимание детей, на то, что лежит на столе.

Воспитатель: Ребята, кто из вас положил мне на стол этот конверт? Интересно откуда он появился? Давайте посмотрим, что в нём? Это письмо – прочтем его.

Воспитатель и дети садятся на стулья.

Воспитатель достает из конверта изображение Медузы и читает письмо :

«Я, очень долго была в заточении, но наконец, смогла вырваться. Я решила не причинять людям зла, а просто попутешествовать по миру. Когда я проплывала по реке, то заметила двух необычных существ, они прогуливались по набережной. Я к ним подплыла ближе, но они стали на меня рычать. Я заколдовала их своим взглядом. Вы же знаете, что мой взгляд превращает живые существа в камень. Когда наступило утро, ко мне опустился ангел. Он рассказал, что он Ангел Хранитель, и его задача охранять город и его жителей днём. А ночью спящий город сторожат два стража, они прогуливаются по улицам и очень зорко следят за порядком. Ангел очень вежливо попросил расколдовать стражей и вернуть им прежний облик. А я не могу расколдовать их, т. к. они уже были

каменные и мой взгляд разбил их на части. Только добрые и любящие сердца могут их спасти – это вы милые дети, которые живёте в этом городе и знаете его историю. Чтобы получить часть стража надо выполнить задание. Когда вы получите все восемь частей, колдовство развеется, чары падут и стражи вернутся на своё место. Все задания я даю вашему воспитателю. Оставляю присматривать за вами своего друга – Грифона! Удачи вам!»

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что за существо дало нам задание?

(Медуза.)

Что же она нам рассказала?

Кто же спустился к ней с небес?

А где находится Ангел Хранитель, который охраняет город днём?

Ответы детей. (Ангел хранитель, который находится на Петропавловском соборе)

Воспитатель: Обратите внимание! Медуза преобразовала всю нашу группу! Мебель стоит как-то не так! Конверты лежат повсюду! Давайте посмотрим, может это и есть задания Медузы!

А вот и первое задание нам приготовила Медуза.

Первое задание

«Знаешь ли ты Санкт-Петербург

1. Кто основал наш город? (Петр I)

2. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)

3. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)

4. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)

5. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)

6. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)

7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)

8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)

9. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)

10. Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)

11. Какой чудо-сад в Санкт-Петербурге ты знаешь? (Летний сад)

12. Как выглядит герб нашего города?

13. Царский дворец, построенный на берегу Невы (Зимний дворец или Эрмитаж)

14. Этот мост соединяет центральную часть города с Эрмитажем и Адмиралтейством и стрелку Васильевского острова. В разведенном состоянии является символом нашего города. (Дворцовый мост)

15. Каких мифических существ вы знаете?

16. Какие охраняют наш город?

17. Как называются существа с женской львиной головой?

18. Где находятся самые известные сфинксы?

19. Где самый маленький сфинкс?

20. Как называются существа с львиным туловищем?

21. Какая у них голова?

22. Где находятся самые известные грифоны?

Воспитатель:- Молодцы, все справились с заданием. Посмотрите, мы вернули первую часть стража. Давайте искать вторую часть.

Второе задание: «Чего не хватает»

Игра у стола. (Дети стоя у стола должны соединить карточки)

Воспитатель: Почему ты так соединил? Что у тебя получилось? Помоги товарищу найти недостающею часть.

Сфинксу -голову

Грифону – туловище и голову

и т. д.

Воспитатель: Какие вы молодцы справились с заданием. И нам вернули вторую часть.

Третье задание: Чей силуэт? (теневой театр) Дети садятся на стульчики перед ними на столе ширма. Они должны угадать по силуэту, что спряталось за тенью.

Воспитатель: Что спряталось в тени? Почему вы так думаете? По какому характерному признаку вы определили?

Молодцы! Как быстро мы с вами справляемся с заданиями. Мы вернули третью часть. Теперь нам надо вернуть четвёртую часть.

Четвё ртое задание: Отгадай загадку?

А теперь нам предлагает Медуза отгадать загадки о мифических жителях.

Вьюга, стужа, снегопад,

Они стынут и дрожат.

Но не дремлют и не спят

Они город сторожат. (Сфинксы)

Крылатые львы

Голова у них птицы

Стоят уж давно

Охраняют наш город (Грифоны)

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной тоски. (Сфинксы)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, за это вам дали четвёртую часть.

Воспитатель: Мы с вами уже вернули четыре части, какие мы молодцы. Давайте с вами отдохнём, и поиграем.

Подвижная игра» По болоту Пётр шёл»

Предлагаю поиграть в игру «По болоту Петр шел»

Водящий находится в середине круга.

(Дети идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - ребенок

Я по острову пойду,

Шевельнется кто- найду.

Дети –замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

Воспитатель: Какие у нас хитрые зайцы, никого Пётр не поймал. Давайте сядем на стульчики и посмотрим следующее задание.

Пятое задание: «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное задание нам приготовила Медуза. В этом мешочке что-то есть, давайте посмотрим, что там?

Вызываем каждого из детей, и он достаёт изображение.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает это изображение? (Грифон, сфинкс и т. д.).

Молодцы, всё отгадали и за это получайте пятую часть.

Шестое задание: На листе ватмана

«Соедини стрелочками?»

Воспитатель: Ребята посмотрите, какое интересное задание приготовила нам Медуза.

Соедини стрелками названия и их определения.

1. Лев с женской головой человека. а) грифон

2. Крылатый лев. Иногда с птичьей головой. б)наяды

3. Полулюди. полукони. в) сфинкс

4. Речные нифмы. г) кентавр

За это задание мы получили с вами шестую часть.

А теперь нам нужно найти нашего стража.

У меня есть скульптура нашего помощника – Грифона (Сфинкса, если потереть его за лапу, то сбудется желание. Давайте попробуем загадать желание для жителей нашего города. Что можно пожелать, подумайте, а потом подойдите, произнесите вслух и, потрите ногу Грифона.

Дети: Загадывают желания для города и жителей Спб. (воспитатель незаметно достает конверт)

Воспитатель: Мы нашли нашего стража, давайте соберём и посмотрим, что у нас получилось. (Дети собирают на полу пазл)

«Собери стража»

Воспитатель: Вы догадались, кто сторожит наш сон ночью?

(Сфинксы. Они сидят на Гранитной пристани, напротив Академии Художеств. Это каменные львы с лицом человека.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданиями и разрушили волшебные чары Медузы. Теперь наши сфинксы вернутся на своё прежнее место и будут сторожить покой жителей нашего города.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «История и культура Санкт-Петербурга» ПРОЕКТ «История и культура Санкт - Петербурга» Подготовили и провели воспитатели подготовительной группы № 6 ГБДОУ №87: Кильдишева.

Фотоотчет «Столичные штучки, или Подарки, полученные из Москвы и Санкт-Петербурга по переписке на МAAM»Фотоотчет «Столичные штучки, или Подарки, полученные из Москвы и Санкт-Петербурга по переписке на МAAM» Сегодня я поведаю вам, дорогие маамовцы, о столичных штучках. Точнее, о подарках из двух столиц Москва и Санкт-Петербург (он же Ленинград,.

Конспект занятия по петербурговедению в подготовительной группе на тему «Музеи Санкт-Петербурга» ("Спасение музейных экспонатов, культурных сокровищ Санкт-Петербурга, от банды грабителей"). Цели: Воспитание познавательного интереса.

Презентация «Настольная игра «15 самых красивых островов Санкт-Петербурга» ЗАДАЧИ: 1. Вызвать познавательный интерес к Санкт-Петербургу, восхищение, любование им. 2. Формировать начальные знания о городе. 3. Формировать.

Презентация «Настольная игра «20 самых красивых мостов Санкт-Петербурга» Настольная математическая игра по Санкт – Петербургу «20 самых красивых мостов Санкт – Петербурга» Цель: Содействовать узнаванию и называнию.

Презентация «Математическая игра по ознакомлению детей старшего возраста с достопримечательностями г. Санкт — Петербурга» Настольно – математическая игра по ознакомлению детей старшего возраста с достопримечательностями г. Санкт – Петербурга «10 достопримечательностей.

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Улицы Санкт-Петербурга» Цель: Продолжать знакомство с историей и культурой города Санкт-Петербурга Задачи: Образовательные : Продолжать знакомить с историей возникновения.

Презентация «Храмы Санкт-Петербурга» Презенетация создана воспитателем Муниципального образовательного учреждения ССОШ №2 дошкольного отделения Борисенко С. А. для показа на.

Презентация «Подземные шедевры Санкт-Петербурга» Презентация предназначена для иллюстрирования ознакомительных бесед по петербурговедению со старшими дошкольниками, а также школьниками.

Сценарий праздника «День города Санкт-Петербурга» с презентацией «Мой любимый город — Санкт-Петербург» Сценарий праздника «День города Санкт-Петербург» Старшая группа Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики Вед. (слайд с Петром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 23:06
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД