Ирина Карпухина
Конспект занятия «Михайловское кружево»
▼ Скачать + Заказать документы
История Михайловского кружева. ЦЕЛЬ: Учить детей слушать рассказ воспитателя, понимая и проникаясь в содержание темы. Учить отвечать на вопросы в краткой и распостраненной форме, неторопясь, точно употребляя слова. Познакомить с промыслами родного края. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к труду Михайловских кружевниц. Плетение кружев составляло исстари рукоделие, которому русские женщины времен и сословий отдавали много времени. Впервые упоминание о кружевах встречаются в исторических документах 13 века. С этого времени и развивалось кружевоплетение. Кружевами украшали свою одежду и цари, и крестьяне, мужчины и женщины. Михайлов представляет Рязанский край, который богат талантливыми мастерами, известен своим прикладным искусством. Истоки Михайловского кружева уходят в старину. О но плетется не по сколку, как обычно, а по счету нитей. Поэтому оно и называется «численным». Численное кружево более трудоемкое в изготовлении и для его выполнения надо иметь особую подготовку. Например, кружевница, владеющая техникой плетения, в один день освоит технику так называемого сколочного вологодского. Зато кружевнице из Вологды потребуется месяц, чтобы освоить численное кружево. Маленькая кружевная подушечка и тоненькие кленовые палочки-коклюшки вот и все незамысловатые инструменты с помощью которых плетут мастерицы разнообразные кружева. На подушке прикреплены концы ниток. А нитки нужны не простые. Послушайте как их делали раньше : вырастят лен, уберут его, обработают, нитки спрядут. А потом эти нитки красят. Конечно же не химическими красителями, тогда их не было и не имели о них понятия, а травами и кореньями. Нужную траву собрать целая наука, а получить из неё краску- прямо таки колдовство. Вот и «колдовали» михайловские плетеи, получали яркие краски и красили ими космы отпряденного льна для многоцветного кружева под звон коклюшек. А сделать эти коклюшки тоже целое искусство. Коклюшки делали из дерева-клена. Клен выбирают обязательно тот, что отдельно стоит у дороги. Полностью его не срубают, не губят, а отрубали лишь понравившийся сук. И снова колдовство: сук сушили в течении всего лета под навесом чтобы на него не попадали солнечные лучи. Зимой, очистив его от коры, парили в чугуне с кипятком в русской печке, снова сушили, выдерживали, а уж потом только коклюшки из него делали. Стоит сесть поудобнее на скамеечку, подвинуть к себе подушечку-валик, закрепленную в развилке небольших «козликов», взять в руки коклюшки и услышать их знакомый голос,- забываешь обо всем,- ловко перебирая пальцами цветные нити. Быстро перебирая коклюшками кружевница заводит одну нить за другую, свивая тем самым сложные узоры. Чем сложнее и шире кружево, тем большее количество коклюшек необходимо для плетения. В основу каждого узора положен орнамент. Художественная фантазия мастерицы воспроизводит этот орнамент в кружевной рисунок. В одном случае узор напоминает запутавшуюся среди ниток муху и называется «мушки», а другой узор похож на изгибающее русло реки и тогда его зовут «речка», другой имеет вид распущенного хвоста птицы и называется «павлинка». Так каждое кружево имеет свое народное название. Михайловские кружева вдохновляли людей на творческий труд. Имя великого композитора Петра Ильича Чайковского хорошо вам знакомо. Михайловское кружево каснулось и его творчества. Эмма Жестон подарила ему вышитое покрывало обрамленное кружевом и никто не мог предположить, что эти изумительные кружева были сплетены длинными зимними вечерами в одном из крестьянских домов на берегу реки Прони. Представьте себе, как этот великий композитор любовался на покрывало с цветными кружевами, радовался ему, как оно одаривало его вдохновением. Глядя на это покрывало Петр Ильич Чайковский написал свое бессмертное произведение «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» Известная балерина Майя Плисецкая приезжала на Михайловское производство кружева. Она наблюдала за работой кружевниц, чтобы затем использовать эти движения рук при плетении в своих танцах. Михайловское кружево бессмертно.