Приложение МААМ

Мини-лекция для воспитателя «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»

Ирина Николаевна Гульняшкина
Мини-лекция для воспитателя «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мини-лекция для воспитателя

Организация игровой деятельности детей

в процессе адаптации к ДОУ

План

1. Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

2. Организация игр-занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

3. Игрушки и их расположение в групповой комнате в период адаптации детей к ДОУ.

Публикация «Мини-лекция для воспитателя „Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ“» размещена в разделах

В период бодрствования поведение ребенка характеризуется интенсивностью и уровнем его деятельности. Поэтому наряду с изменениями эмоционального состояния, сна и аппетита очень важно учитывать как индикаторы процесса адаптации и изменения активности ребенка в его игре и взаимоотношениях с другими людьми.

Игра — основная и специфическая форма детской активности, проявляющейся в потребности собирать сведения о природе и объектах окружающей среды, подражать взрослым и действовать активно и творчески. Именно в игре реализуются взаимоотношения ребенка со средой, эта форма деятельности облегчает ребенку вхождение в социальную среду, при этом в игре перед ним не ставятся требования, которые не могут быть выполнены, однако от ребенка требуется определенное напряжение, связанное с оживлением и радостью, что положительно влияет на его здоровье.

Игра как форма организации жизни и деятельности является условием и критерием быстроты и степени приспособления ребенка к новому окружению.

Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания весьма сложен. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и, не усугубляя его состояния, своевременно удовлетворить эти нужды, чтобы снять эмоциональное напряжение, организовать деятельность, способствующую формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные процессы ребенка и согласовать методику их проведения с семьей.

Воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна проводиться дифференцированно, в соответствии с со-держанием потребностей ребенка в общении с окружающим и в зависимости от этапа адаптации, на котором находится ребенок. Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием увлекает, отвлекает от переживаний. Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные, привлекая действиями с игрушкой, которая положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает наладить контакт с воспитателем и детьми.

Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем способствует развитию ребенка, а также формированию у него потребностей общения на более высокой ступени.

Дети, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Но им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность малыша в сотрудничестве со взрослыми вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходства и различия предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними.

Подбор игрушек и их размещение очень важны для организации ситуативно-действенного общения. Это должны быть игровые уголки с игрушками различной величины, цвета, формы. Рядом следует поставить скамейку или стульчик, чтоб ребенку было удобно.

Целесообразно использовать также настольный и кукольный театры. При этом не рекомендуется частая смена игрушек и пособий, так как это мешает их освоить, утомляет ребенка, вырабатывает у него небрежное к ним отношение.

Игрушки располагаются в групповой комнате соответственно их назначению, например: мишка в коляске, кукла за столом, кукла в кроватке, кубики в машине и т. п., обязательно в разных местах. Такое расположение игрушек подсказывает детям содержание игровых действий и помогает избежать конфликтов.

Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие.

Следует поощрять объединение детей в небольшие группы, особое внимание уделяя вопросу формирования отношений между ними. Воспитатель должен учить ребенка совместным действиям со сверстниками, разъяснять, что надо уступать игрушку и делиться ею со сверстниками.

По мере формирования устойчивых навыков совместной игры надо обращать внимание детей на правила взаимоотношений («Игрушку отбирать нельзя, надо попросить. Вот так: «Дай, пожалуйста!»). Таким образом дети быстрее учатся коммуникации и от кратковременных игр с партнером переходят к длительному игровому общению в малых группах.

Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Они могут быть разнообразными по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Для таких игр-занятий рекомендуется использовать набор сюжетных игрушек: куклы — девочки, мальчики и др.

Используя знакомые куклы, воспитатель в виде инсценировок может показать, как дети обращаются друг к другу с просьбой, с вопросами к воспитателю и т. п. На играх-занятиях можно показать, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть своей игрушкой и т. д.

Полученные на занятиях знания и представления дети переносят в самостоятельную игровую деятельность, воспроизводят увиденное в игре. Поэтому рекомендуется все атрибуты к играм в «больницу», «парикмахерскую», «дом» и т. п. сначала продемонстрировать на играх-занятиях и только затем включать в самостоятельные игры детей. При этом в процессе игр-занятий необходимо не только показывать, как действовать с игрушками, но и демонстрировать правила общения: как обратиться с просьбой, с вопросом, поблагодарить, уступить игрушку и т. п. Тогда конфликтные ситуации в общении детей станут проявляться реже, а взаимоотношения упрочатся.

Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре.

Дети должны понять назначение каждого игрового уголка, усвоить смысл и способы действий с атрибутами, научиться обыгрывать их в совместных действиях со сверстниками. Поэтому руководство воспитателя играми и общением детей, недавно поступивших в группу, должно быть постоянным на этом этапе адаптации. Иначе ребенок часто будет вступать в конфликтные ситуации, что затормозит развитие общения и игровых действий, а следовательно, осложнит его адаптацию в коллективе.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста. 1. Наглядная агитация. а)Родительские.

Работа педагога-психолога по адаптации к условиям общественного воспитания групп детей младшего дошкольного возраста Презентация адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработка дополнительной образовательной программы по адаптации детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-лекция для воспитателя «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»
Опубликовано: 26 января 2015 в 04:37
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-лекция для воспитателя «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаевна Гульняшкина (УИ 175973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД