Лидия Викторовна Барыкина
Мини-музей «Опавшие листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: "В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра".
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?
Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это экспонаты, среди которых немало самых разных и необычных коллекций.
Публикация «Мини-музей „Опавшие листья“» размещена в разделах
"Коллекционирование - систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес".
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини-музей. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которого он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно!
Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь ребенок - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Подготовительный этап.
В начале работы мы вместе с детьми и родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Затем составили проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема, описание (оборудование, экспонаты, название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в создании музея детей и родителей.
Практический этап.
Музеи, посвященные природе (биологические, геологические, краеведческие, традиционно любимы детьми и взрослыми. Поэтому мы решили создать мини-музей, посвященный одному из компонентов природы.
И назвали его "Опавшие листья".
Цель. Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания.
Расширять кругозор дошкольников.
Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
В мини-музее представлены экспонаты, рассказывающие не только об опавших, но и живых листьях.
Программа "Наш дом - природа": экспонаты мини-музея используются для работы по блокам "Почва - живая земля", "Растения" и в рамках экологического проекта "Наше дерево".
Оформление.
Наш мини-музей "Опавшие листья" находится в групповой комнате в центре природы. Материал расположен по разделам, на полочках разного уровня. При его оформлении использованы засушенные листья деревьев разных пород.
Разделы и экспонаты.
Раздел "Одеяло из листьев".
В разделе представлены макеты, связанные с осенними явлениями в природе. Коробка с откидной крышкой обклеена с обеих сторон сухими разноцветными листьями. Внутри коробки тоже листья, а на них лежат маленькие фигурки насекомых. Во время экскурсии дети заглядывают под одеяло из листьев и находят тех, кто прячется под ним. Среди опавшей листвы спрятались уж и еж. Здесь они спят всю зиму.
Раздел "Листья для художника".
Здесь находятся засушенные осенние листья - прекрасный материал для творчества. Представлены осенние букеты, картины из сухих листьев, объемные работы, выполненные детьми на занятиях и совместно с родителями.
Раздел "Дерево загадок".
Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети могут подойти к дереву и отгадать загадки.
Раздел "Кому и для чего нужны опавшие листья".
В этом разделе представлены рисунки, фотографии животных, которые используют листья для питания, создания места обитания, маскировки.
Раздел "Листья - вкусная еда".
Этот раздел представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист). Опавшие листья едят дождевые черви.
Раздел "Листья лечат".
В этом разделе на полочке расположены коробочки с лекарственными растениями: крапива, шалфей, брусника. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.
Раздел "Листья и почва".
Эти экспонаты музея - разнообразные сухие листья, хвоинки. Здесь же находится модель почвы в стеклянной емкости, в верхней части которой лежат опавшие листья.
Раздел "Волшебные превращения листьев".
Этот раздел рассказывает о том, что происходит с опавшими листьями. Здесь представлены образцы листьев, начиная с зеленого и заканчивая темным, почти разложившимся. Промежуточные между ними листья занимают желтые, красные, желто-коричневые. Эти листья расположены в ряд, где можно проследить, как листья превращаются в почву.
Уголок самостоятельной деятельности.
В этом уголке находится "Лиственная игротека". Здесь предлагаются детям следующие задания:
- подбери пару (плод - лист);
- подбери к дереву соответствующий лист;
- узнай лист по его тени;
- выложи на фланелеграфе узор из листьев или какую-нибудь фигурку.
Игра "Разложи листья".
Цель: Разложить листья в нужном порядке - так, чтобы они отражали "волшебные превращения" листьев в почву.
Самостоятельная экспериментальная деятельность.
На подносе лежат лупа, одноразовые тарелочки, стоит коробка с почвой.
Дети могут отсыпать немного почвы на тарелочку и самостоятельно рассмотреть ее через лупу, исследовать, из чего она состоит (в ее составе имеются веточки, корешки).
На другом подносе находятся сухие опавшие листья, семена и несколько коробочек: с песком, глиной, камешками, тонкими сухими веточками.
Дети могут самостоятельно сделать почву, смешав предложенные компоненты. Листья предварительно измельчают.
Использование экспонатов мини-музея
в работе с детьми.
Упражнения для формирования элементарных математических представлений.
- Игра "Собери букет по цвету".
Детям предлагается взять по одному листочку и положить в соответствующую по цвету корзиночку.
- Игра "Большие и маленькие".
Большие листья собирают в большую корзину, а маленькие - в маленькую.
- "Сортировка листьев по цвету и размеру".
Дети раскладывают листья по корзиночкам, ориентируясь на два признака - размер и цвет.
- "Разложи по порядку".
Дети раскладывают карточки с изображением листа (силуэты листьев) в порядке возрастания (убывания) их размера.
- "Найди такой же".
Дети находят листья одинаковые по цвету, размеру и форме.
Рисование.
Техника "Печатаем листьями".
Для выполнения работы дети намазывают обратную сторону листа гуашевой краской и прикладывают ее к листу бумаги. В результате получается отпечаток.
Ручной труд.
"Осенний букет".
Занятие проводится на прогулке. Дети собирают листья в осенние букеты, которые становятся экспонатами мини-музея.
Чтение.
Чтение детям стихов и рассказов об осени, например, рассказ Н. Сладкова "Золотой дождь", И. Бунин "Листопад", В. Берестов "Сентябрь", "Октябрь".
Упражнения по развитию речи.
- "Кому что нужно?"
Дети получают картинки с изображением деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением их листьев и спрашивает: "Кому нужен этот лист?" Ребенок с картинкой соответствующего дерева отвечает: "Березовый лист нужен мне, потому что у меня нарисована береза".
- "Закончи предложение".
Весной на деревьях распускаются (что). листья.
Зимой деревья стояли (без чего). без листьев.
Летом деревья весело шелестят (чем). листьями.