Елена Лунякова
Мини проект по ФЭМП «Детям о времени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Публикация «Мини проект по ФЭМП „Детям о времени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребёнка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект проекта : обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени
Предмет проекта : сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников
Тип проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный
Сроки реализации проекта : 18, 19 августа 2015 г.
Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства
Задачи проекта :
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели
- научить ориентироваться на плоскости и во времени, устанавливать пространственные отношения между предметами;
- развивать умение передвигаться в указанном направлении;
- воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность;
- поощрять познавательный интерес к математике
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители
Необходимые материалы:
Детская художественная литература
Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени
Модели различных временных промежутков
Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве
Предполагаемые результаты:
- формирование пространственных, временных представлений;
- повышение познавательной активности воспитанников, интереса к дальнейшему обучению математики
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
Подбор методической литературы
Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе по теме проекта
Работа с родителями
Основной этап
Выполнение мероприятий по реализации проекта
Заключительный этап
Анализ результатов проекта
Презентация по деятельности проекта
План реализации проекта
Подготовительный этап
Беседы «Пространство и время», «Что такое время?»
Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»
Работа с родителями: разработать информационные листы с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели
Основной этап
Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»
Рассматривание пособия «Дни недели»
Заучивание стихотворения «Дни недели»
Стихи о частях суток
Чтение сказки «Время и малыш»
Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Найди клад»
Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения
Графический диктант
Заключительный этап
Подготовка презентации по деятельности проекта
Список литературы
Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007
Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Фалькович Т. А. Формирование элементарных математических представлений (4-7 лет, 2007
Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. – М. : ТЦ Сфера, 2010
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ключевые понятия
Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника
Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа
Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВРЕМЕНИ
Время — лучший врач.
Время не птица — за хвост не поймаешь.
Вчерашнего дня не воротишь.
Упустишь минуту — потеряешь часы.
Знай минутам цену, секундам счет.
Деньги пропали — наживёшь, время пропало — не вернёшь.
Лучше поздно, чем никогда.
Время — деньги.
Всему своё время.
Делу время, а потехе час.
Счастливые часов не наблюдают.
Каждому овощу своё время.
Фрукты хороши в своё время.
Беседа «Пространство и время»
- Ребята, сегодня мы будем с вами говорить об окружающем нас пространстве и времени, в котором мы живём. Всё, что происходит в мире, - совершается в пространстве и времени. Сейчас мы находимся в группе. оглядитесь вокруг, посмотрите вверх и вниз, вправо и влево. Что вы увидели? (Ответы детей). Верно! Сверху нашу группу ограничивает потолок, снизу – пол, с боков – стены, окна и двери. Сейчас нас окружает небольшое пространство нашей групповой комнаты
- Что произойдёт, когда мы с вами выйдем на улицу? (Ответы детей). Правильно, мы будем окружены пространством неба, земли, деревьев, забора и т. д. Пространство улицы гораздо больше, чем пространство комнаты.
- Мы живём на планете Земля. Земное пространство – это общее пространство всей поверхности Земли
Воспитатель показывает глобус
- Посмотрите на макет Земли, примерно всё пространство Земли занимают моря и океаны. И это пространство мы называем водным. Всё остальное пространство занимает суша, или сухопутное пространство. Земной шар окружает воздушная оболочка, она вращается вместе с Землёй и называется атмосферой. Атмосфера – это воздушное пространство Земли. Она состоит из воздуха, которым мы дышим. Кроме того, воздушная атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и спасает от падающих на неё из космоса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере. Вот как важно для нас воздушное пространство!
Земную сферу окружает атмосфера –
Голубая, словно шаль, она прозрачна, как вуаль
- Там, где заканчивается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Его заполняют небесные тела, газ, пыль. Космическое пространство называется Вселенной. Вселенная состоит из огромного количества галактик. Послушайте стихотворение «Путешественник»
Я во время долгих странствий открывал Земли пространства:
Бесконечные просторы, степи, и тайгу, и горы.
Голубые океаны довелось увидеть мне.
Волны бурные, туманы сижу с той поры во сне.
Поднимался в самолётах- видел сверху облака,
И казалось в тех полётах, чЧто внизу лежат снега.
Только в космосе далёком не бывал ни разу я.
О звезде своей высокой лишь мечтаю я, друзья!
Вопросы по содержанию беседы:
Расскажите о пространстве своей комнаты, квартиры
Что такое земное пространство?
Расскажите о воздушном пространстве
Какое пространство называется космическим
Беседа «Что такое время?»
- Что такое время? (Ответы детей). Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И всё же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг. Причём «течёт» время всегда в одном направлении – от прошлого к будущему, т. е только вперёд. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Сменяются времена года, дни недели, часы, минуты - всё это временные отрезки.
- Испытывали ли вы чувство, будто время словно «летит на крыльях»? Когда это бывает? (Ответы детей). Правильно, когда вы заняты интересным делом, кажется, что промелькнуло одно мгновение, а на самом деле прошёл час и два. Недаром говорится «Счастливые часов не наблюдают»
- Но случается так, что кажется, будто время «ползёт как черепаха». Когда это бывает? (Ответы детей). Верно, если приходится кого-то ждать или нечем заняться. Про такое время говорится «Скучен день до вечера, когда делать нечего»
- Жизнь человека, к сожалению, ограничена. Это небольшой промежуток от рождения до старости. Поэтому нужно использовать драгоценное время на интересные и добрые дела
Когда ложиться и вставать, когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок, когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно, чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
7 часов
Это время нам знакомо : это время - для подъёма.
На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята.
Умывайся, не ленись, чистым завтракать садись.
9часов
Это время - время книжки, не спеша оно идёт.
Все девчонки и мальчишки учат азбуку и счёт.
Учат песенки смешные, чертят рожицы кривые.
11 часов
Это время не для булок, это время - для прогулок.
На крылечке, у дверей, мы покормим голубей,
А потом возьмём лопатки и в саду вскопаем грядки.
12 часов
Это время - для обеда, значит, нам за стол пора.
Прекращается беседа, прекращается игра.
Просят Ванечки и Маши: - Дайте нам побольше каши!
13 часов
Это время тишины. Все мы знать его должны,
Потому что в этот час снова ждут подушки нас,
А на краешке подушки ждут любимые игрушки.
15 часов
Это - время простокваш, в это время - полдник наш.
После полдника опять мы отправимся гулять.
Сели мы на карусели и по кругу полетели.
16 часов
Это время нам дано для весёлого кино,
Для катанья на коне и на папиной спине.
В небесах луна плывёт, мама ужинать зовёт.
21 час
Это время - время сна. Спит за окнами сосна;
Спит пескарь на дне речном; спит медведь в краю лесном.
Сладкий сон сморил ребят, лишь часы - тик-так - не спят.
Время и малыш
(сказка про время)
Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.
Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы — настоящий человек!
Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.
"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! — думало Время. — Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".
Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.
Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.
— Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!
Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.
Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.
— Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?
Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.
Время так и сделало.
Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.
— На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!
Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.
Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.
— Ай! Пошел дождь! — воскликнул ребенок.
— Нет никакого дождя, тебе просто показалось, — заметила его подруга, и они продолжали играть.
Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.
Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.
Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.
Как много всего интересного пройдет мимо него!
Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"
Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.
— Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!
— Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.
СТИХ НА ЗАПОМИНАНИЕ ДНЕЙ НЕДЕЛИ
Есть интересный теремочек – дни недели там живут,
Ровно семь их, знаем точно! Как же их, друзья, зовут?
Вот шагает номер первый с цифрой первой на груди.
Понедельник – это верно! На него ты посмотри!
Синий домик и рубашка тоже синяя на нём,
Погостит у нас немножко и уйдёт – придёт потом!
Кто второй? Конечно, вторник, человечек номер два.
У него зелёный домик, как зелёная трава,
И зелёная рубашка, он у нас такой милашка!
Погостит, придёт потом. Вот, смотрите, жёлтый дом!
Третий день приходит в гости. Кто же проживает в нём?
Проходите в домик, просим – мы к среде, друзья, идём!
Посмотри, на рубашке цифра три.
Жёлтый дом, рубашка тоже так на солнышко похожа!
Третий день ушёл, и вот к нам четвёртый день идёт.
Четвергом его зовут и его, конечно, ждут!
Он в коричневой рубашке, дом коричневым покрашен.
На него ты посмотри – вот четвёрка на груди!
День прошёл, ну вот опять день идёт под цифрой пять!
Это пятница, ребята. Дом оранжевый, приятный,
Словно апельсин, рубашка. Ну и пятница! Милашка!
На рубашке цифра пять. Надо эту цифру знать!
Дни рабочие прошли – выходные к нам пришли!
Вот суббота – день шестой, он, ребята, выходной!
Чёрный домик у субботы, ведь полным-полно работы!
Надо в доме всё прибрать, и помыть, и постирать.
Цифра шесть, черна рубашка. День шестой – он тоже важен!
Всё, окончена работа, и домой ушла суббота.
День последний к нам идёт без труда и без забот.
Он седьмой – конец недели! Отдыхать все захотели.
Воскресенье красное –красное-прекрасное!
И рубашечка красна – пламенем горит она!
Цифра семь на ней блестит. Ах, какой чудесный вид!
Вечер. Все денёчки спят, завтра к нам придут опять.
Все они порядок знают –никого не обгоняют!